ТРЕТЬЕЙ остановкой европейского турне главы новой республиканской администрации США стал шведский портовый город Гетеборг. Там вчера состоялся плановый саммит Евросоюз-США: примерно такое же по сути собрание, что и апрельская стокгольмская встреча ЕС-РФ, но с другими темами и треволнениями. Последние связаны с тем, что около 80 шведских и международных общественных организаций вознамерились провести в Гетеборге самую массовую на континентальном пути Джорджа Буша демонстрацию против ракетных планов и "антиэкологической" линии Вашингтона. Что же касается острых торгово-экономических проблем, требующих обсуждения и согласования между США и Евросоюзом, то одни из них относятся к разряду хронических, другие периодически дополняют соответствующий список. Американцы уже много лет недовольны европейскими квотами на импорт бананов. К этому прибавился известный запрет ЕС на импорт из США мяса скота, выращенного с применением гормональных добавок. В ответ по другую сторону океана объявили о намерении ввести квоты на ввоз продукции производителей стали из стран ЕС.
После фактической денонсации администрацией Буша Киотского протокола к материальной части расхождений добавились политико-идеологические аспекты экологического порядка. Страны Евросоюза были возмущены этим шагом США. Пытаясь смягчить неизбежную европейскую критику, Буш накануне и уже в ходе своей поездки прибег к заверениям, что его правительство не отказывается от "борьбы за чистоту атмосферы". Но представители ЕС уже показали, что не слишком верят подобным словам, тем более что Буш продолжает негативно отзываться о Киотском протоколе, подтверждая американскую позицию, суть которой сводится к тому, чтобы определять объем и характер мер в экологической области сепаратно, вне согласованных рамок международного сообщества.
На саммите ЕС-США в Гетеборге Джордж Буш официально являлся гостем, приглашение которого было рассчитано не столько на разрешение упомянутых проблем, сколько на знакомство. В первую очередь это были его встречи с председательствующим в завершающемся полугодии в ЕС премьер-министром Швеции Йораном Перссоном и главой Комиссии ЕС Романо Проди. Но основной круг собеседников Буша в Гетеборге был тем же, что и днем раньше в Брюсселе. В Гетеборге обсуждались балканские и ближневосточные ситуации. В отличие от торгово-экономических дел на этих направлениях было зафиксировано больше совпадающих взглядов, отраженных, в частности, в совместном заявлении по Ближнему Востоку.
Теперь на пути президента США - Варшава. Судя по намекам из ближайшего окружения Джорджа Буша, в столице одного из первых "натовских новобранцев" он намерен продолжить тему дальнейшего расширения Североатлантического блока, уже затронутую им в Испании и развернутую в Брюсселе. "Мы должны протянуть наши руки и открыть наши сердца", - говорил Буш на брюссельском собрании НАТО, имея в виду страны Балтии и намечаемое блоком в следующем году определение следующих кандидатов.
Адресат речей о благе продвижения военно-политического альянса на новые рубежи, а также "преодоления" Договора по ПРО 1972 года ясен - это Москва. Но, видимо, чем ближе к Любляне, тем менее уверен Буш в убедительности своих аргументов. Во всяком случае в Брюсселе, имея в виду все ту же НПРО, он обратился к союзникам с примечательным призывом: "Прошу вас о помощи, чтобы побудить Владимира Путина к переосмыслению и противодействию вместе с нами новой смертельной угрозе".
Призыв достаточно странен, поскольку там же в Брюсселе он не сумел убедить в состоятельности своих планов тех, кого просит о содействии. Как констатирует комментатор "Шпигеля", там "нельзя было определить хотя бы одного европейского партнера, у которого размышления американского президента о новой оборонной стратегии нашли позитивный отклик". Разночтения проявляются и в акцентировке других приоритетов. По крайней мере часть европейских союзников не столько волнует сейчас определение кандидатов в НАТО, сколько конфликт в Македонии и обеспечение стабильности в Юго-Восточной Европе.