КАЖЕТСЯ, ничто уже не может остановить казнь 33-летнего Тимоти Маквея в понедельник, в 7 утра, после того как в четверг в Денвере, штат Колорадо, федеральный судья Ричард Мэтш, а вслед за этим и 10-й окружной апелляционный суд отклонили прошение об отсрочке исполнения приговора. Маквей, бывший сержант войск специального назначения армии США, ветеран войны в Персидском заливе, кавалер боевой награды "Бронзовая звезда", был приговорен четыре года назад по новому законодательству о борьбе с терроризмом к высшей мере за организацию взрыва 19 апреля 1995 г. в Оклахома-Сити. Теоретически у него еще оставалось право обратиться в высшую апелляционную инстанцию и Верховный суд, а также с просьбой о помиловании к президенту Джорджу Бушу. Но Маквей заявил через своих адвокатов, что он готов умереть.
Напомним, дата казни была перенесена с 16 мая на 11 июня решением министра юстиции Джона Эшкрофта после обнаружения примерно 5 тысяч страниц документов ФБР, скрытых в ходе судебного процесса от защиты осужденного (подробнее в "НГ" от 25.05 2001). За последние годы в США в многочисленных публикациях, с которыми можно ознакомиться на сайтах Интернета, вскрыта неизвестная подоплека оклахомского взрыва. По признаниям представителей спецслужб, это была "спецоперация по борьбе с терроризмом", провокация (sting operation) с реализацией "подставы". Есть мнения, что виновным "выбрали" Маквея независимо от степени его личной причастности к взрыву. Чтобы максимально засекретить улики и другие свидетельства, их обсуждение блокировали ссылками на интересы национальной безопасности. Даже при том, что закон обязывает все правительственные органы предоставлять обвиняемому, которому грозит смертная казнь, все материалы ("правило Брэйди").
Различные догадки на протяжении 6 лет обсуждались в американской прессе. Еще в 1996 г. источник в Пентагоне, беседуя с журналистами, оценил роль Маквея для организаторов оклахомского взрыва в качестве "полезного идиота". По словам Лестера Мартца, директора регионального отделения АТФ (Агентство по контролю за алкоголем, табаком и стрелковым оружием) в Далласе, штат Техас, сказанным им вскоре после взрыва, тогда действительно проводилась обманная тайная операция. На вопрос, был ли Маквей в нее вовлечен, Мартц ответил: "Этого я не могу ни подтвердить, ни отрицать".
Обвинение лишило Маквея доступа к материалам специальных ведомств, где содержатся оправдывающие его факты. Тайна дела Маквея осталась в бронированных сейфах американской разведки.
Бывший адвокат Маквея Стивен Джоунс изложил свои выводы в новом, дополненном издании книги "Остальные Неизвестные" ("Others Unknown"), выход которой почти совпал с отсрочкой казни. Это был сильный ответный ход на книгу двух журналистов из Буффало "Американский террорист". В его предыдущих адвокатских петициях содержатся завуалированные намеки или просто догадки о причастности к теракту даже неких "иностранных" субъектов, предположительно с Ближнего Востока. Джоунс слегка обозначает, но не раскрывает возможные варианты оперативных комбинаций спецслужб, в которых на определенных этапах теоретически мог быть задействован Тимоти Маквей.
Сотрудники оклахомского отделения АТФ, которые будто бы являлись целью для террориста, оказались вне радиуса поражения бомбы. Сама бомба - по версии ФБР, находившаяся в грузовике, - не могла вызвать повреждений здания, наблюдавшихся после взрыва. Сейсмостанции зарегистрировали два взрывных импульса с разрывом более 4 секунд. Помимо отчета министерства обороны, где говорится о пяти отнюдь не самодельных бомбах, версию нескольких взрывов подтверждает экспертиза, проведенная на авиабазе ВВС Эглин во Флориде. Об этом же говорят расчеты, которые представил бригадный генерал Бентон Партин, бывший начальник лаборатории технологий вооружений ВВС США.
Кроме некоего Штрассмайера (прозвище "Энди"), в деле Маквея, судя по публикациям, фигурируют другие агенты и информаторы спецслужб - глава общины "Элохим-Сити", бывший "Имперский дракон" ку-клукс-клана Дэннис Махон, лидер группировки "арийского народа" Марк Томас, лица "ближневосточной внешности" (из арабских стран и Афганистана), с которыми якобы видели Маквея незадолго до взрыва... Можно назвать еще десятки людей, допрошенных по этому делу ФБР, но не привлеченных к ответственности за участие в терроризме. В общем, эта американская история, похоже, завершится тем же, чем и "дело Кеннеди".