Официальный визит министра иностранных дел РФ Игоря Иванова в Анкару начался вчера вечером. Это будет, как ни странно, первый официальный визит руководителя МИД России в соседнюю страну, Турцию, за последние 9 лет. Игорь Иванов проведет переговоры с министром иностранных дел Турции Исмаилом Джемом, премьер-министром Бюлентом Эджевитом. Иванова также примет президент Турции Ахмет Неджет Сезер.
Российско-турецкие отношения имеют давнюю и весьма противоречивую историю продолжительностью свыше 500 лет (с 1492 года). Стремление Российской империи к южным морям и оформление евразийской геополитической системы не могли не столкнуть ее с Османской империей, раскинувшейся на перекрестке трех континентов - Азии, Европы и Африки и являющейся и сегодня крупнейшим центром силы на пространстве к югу и юго-западу от России. Присоединение юга и вытеснение с этих территорий османов в значительной степени способствовало стабилизации властной техноструктуры в Российском государстве, так как находящиеся под контролем Османской империи территории являлись перманентными генераторами деструктивных для России геополитических акций. Так, в 1735 году Россия начала войну с Османской империей за выход к Черному морю и для пресечения набегов крымских татар, являвшихся проводниками "османской геополитики". Война окончилась через четыре года Белградским миром, закрепившим Россию на Азове, и ознаменовавшим компромисс между двумя великими державами в борьбе за господство в регионе, положив начало процессу легитимации их суверенитета над этими территориями. Последующие войны отражали колебания и изменения в соотношении сил воюющих сторон, не затрагивая самих основ взаимоотношений между Турцией и Россией.
Таким образом, сформировалась относительно устойчивая система равновесия в регионе, при которой Османская и Российская империи стали "партнерами" в борьбе за господство в регионе, при этом жестко соперничая между собой. Так, например, во время антиосманского выступления египетского паши Мохаммеда Али в 1839 году Россия вывела свой флот в Средиземное море для демонстрации поддержки султану Махмуду II, что стало одним из факторов решения Турцией египетского кризиса. К этому времени Россия уже сформулировала принципы своей "турецкой политики", выраженной в словах императора Александра I: "Необходимо содействовать всеми силами сохранению государства (Турции. - "НГ"), слабость и плохое управление которым являются ценной гарантией нашей безопасности"...
Сегодня, конечно, картина изменилась весьма серьезно. В середине 1980-х в Турции под руководством президента Тургута Озала началось проведение экономических реформ, одной из основных целей которых стала необходимость резкого увеличения турецкого экспорта (как товаров, так и услуг). Во многом по этой причине российский рынок приобрел для Анкары стратегическое значение. Для новой России и россиян Турция также стала одним из основных экономических партнеров. Ко второй половине 1990-х нерегистрируемая торговля челноков составляла около 10 млрд. долл., а объем контрактов турецкой строительной индустрии в России превышал 8 млрд. долл.
Сразу же после распада СССР 20-22 января 1992 года в Москву для установления нового этапа отношений прибыл глава турецкого МИДа Хикмет Четин. Спустя месяц ответный визит в Анкару нанес его российский коллега Андрей Козырев. Летом того же года Стамбул посетил в рамках саммита стран Черноморского экономического сотрудничества президент РФ Борис Ельцин. В мае 1993 года во время визита в Москву премьер-министра Турции Сулеймана Демиреля был подписан Договор о принципах отношений между Турецкой Республикой и РФ.
Однако в начале 1990-х гг. большие надежды России на продажу Турции вооружений быстро сошли на нет. Турецкая сторона, приглашая российские компании для участия в тендерах, использовала их главным образом как фактор в торге с Западом, даже не собираясь ставить под сомнение свои союзнические военно-экономические отношения с США.
Возникли и проблемы. Последующие взаимные визиты членов правительства обеих стран проходили на фоне неартикулируемого официально, но явно заметного соперничества по вопросам транспортировки каспийского углеводородного сырья на мировые рынки, а также намеков на чувствительные для обеих сторон проблемы - чеченскую и курдскую. Виктор Черномырдин во время визита в Анкару в декабре 1997 года подписал соглашения с турецким премьером Месутом Йылмазом о строительстве газопровода по дну Черного моря и ежегодном экспорте 16 млрд. куб. м природного газа в эту страну, импортирующую в настоящее время из России 6 млрд. куб. м природного газа ежегодно.
Российская сторона придает огромное значение осуществлению этого газового "проекта века" и рассчитывает, что к 2010 году поставки российского газа в Турцию составят около 30 млрд. куб. м. Однако в Турции, переживающей финансовый кризис, начавшийся в феврале нынешнего года резким падением турецкой лиры, и предпринимающей пока не очень успешные попытки финансовой стабилизации, разразился крупный коррупционный скандал, который может негативно воздействовать на перспективы проекта "Голубой поток".
В конце апреля в отставку подал министр энергетики Турции Джумхур Эрсумер. В Турции разразился (однако не исключено, что был "раскручен") скандал, в результате которого турецкая прокуратура начала расследование под названием "Операция белая энергия" в отношении 15 высокопоставленных чиновников. На днях в отставку в этой связи был отправлен министр внутренних дел Саддетим Тантан. Турецкие следователи заявляют о возможных значительных злоупотреблениях со стороны турецких руководителей в сделке по осуществлению проекта "Голубой поток" и подозревают Месута Йылмаза и Джумхура Эрсумера, являющихся главными лоббистами этого проекта, в том, что при строительстве ветки газопровода Самсун-Анкара турецкая государственная компания "Боташ" вопреки правилам коммерческих сделок заранее (за полгода до начала работ!) заплатила 52 млн. долл. в качестве 15-процентного аванса на строительство газопровода двум турецким фирмам, близким к Партии отечества, руководимой Йылмазом и Эрсумером. Этот скандал стал катализатором ожесточенных дебатов на тему: а нужен ли Турции этот проект?
Хотя правительство и президент заявляют, что Турция не собирается отказываться от участия в этом проекте, на более низких уровнях выражают сомнение в его экономической и геополитической выгоде. В последнее время все чаще вспоминаются слова президента Туркменистана Сапармурада Ниязова, заявлявшего бывшему министру энергетики, что если цена российского газа для Турции составляет 114 долл. за куб. м, то его страна предлагает за 68-70 долл. Более того, по его словам, Россия будет покупать у Туркмении газ по цене 32 долл. и экспортировать в Турцию за 114. В Турции начали также выражать обеспокоенность экологическими аспектами прокладки газопровода, который будет проходить на глубине 2150 м. Влиятельные турецкие круги высказывают опасение, что осуществление этого проекта приведет к установлению турецкой зависимости от российского газа, доля которого составит 70%, и неосуществимости других альтернативных проектов, в первую очередь лоббируемого США Транскаспийского газопровода, так как даже по самым оптимистическим прогнозам потребность Турции в этом сырье значительно меньше. Это, по мнению турецких аналитиков, будет означать крах турецкой геополитики за последние 10 лет. Они задаются вопросом, зачем в таком случае подписывались соглашения о транспортировке иранского газа в Турцию в 1996 году, туркменского газа - в 1999 году, азербайджанского газа - в марте этого года и ведутся переговоры с Египтом и Сирией. Поэтому российскому министру придется решать в Турции множество вопросов.