АГЕНТСТВО Рейтер процитировало вчера сообщения официального северокорейского информационного агентства KCNA о том, что Пхеньян собирается возобновить работы в рамках программы по созданию ядерных реакторов. США и Япония, считают в Пхеньяне, недопустимо затянули реализацию проекта по строительству в КНДР двух безопасных ядерных реакторов в соответствии с договором между тремя странами от 1994 года: "подготовка места под строительство до сих пор не окончена, а само строительство и не начиналось".
Договор был не просто экономической акцией: США, Япония (и Южная Корея) были обеспокоены тем, что строившиеся тогда в КНДР реакторы могут использоваться корейцами в военных целях, и предложили Пхеньяну финансовую помощь в строительстве модернизированных реакторов (типа российских ВВЭР), а также осуществление поставок нефти. Таким образом, США получили возможность контроля за реализацией корейской ядерной программы.
Власти КНДР утверждают, что побудить власти страны возродить свою национальную атомную программу может недостаток электроэнергии в стране - недостаток этот, добавим, более чем очевиден для любого, посещающего Северную Корею. Эта история примечательна тем, что речь идет об одном из самых тяжелых для российской дипломатии уроков первой половины 90-х годов. Тогда Вашингтон, как впрочем и сейчас, выражал недовольство по поводу того, что у новой, демократической России осталось слишком много друзей (и, между прочим, экономических партнеров) от СССР. В том числе - и КНДР. "Собственные" ядерные реакторы, о которых шла речь в цитированном выше сообщении, вполне можно было бы назвать и российскими - по сути сейчас мы наблюдаем продолжение истории, которая вкратце называется так: изгнание Вашингтоном российского бизнеса с традиционного рынка под идеологическим предлогом и занятие затем этого рынка американским и иным бизнесом, для которого идеология оказывается не столь важна.
Сейчас на Корейском полуострове изменилось многое - в частности, как стало очевидно в ходе недавнего визита в Сеул Владимира Путина, всерьез обсуждаются многосторонние проекты, в том числе энергетические, с участием России, Китая и прочих стран региона.