Городской суд Мельбурна (Австралия) наконец принял решение о выдаче латвийскому правосудию Конpада Калейса - бывшего начальника охраны концлагеря Саласпилс, ответственного за массовые убийства. Рижские СМИ приводят на своих страницах достаточно любопытные высказывания по поводу этого события депутатов латвийского сейма, которые привожу дословно.
Борис Растопыркин (ЗаПЧЕЛ): "Я противник процесса над Калейсом в Латвии. Hо не потому, что он такой хороший. Я просто уверен, что под эту "лавочку", прикрываясь делом нациста Калейса, латвийская прокуратура с еще большей энергией будет преследовать ветеранов-антифашистов. Мол, видите, мы судим нациста, и значит, можно для баланса привлечь и тех, кто воевал на другой стороне. За одного нациста засудят сто антифашистов. Поэтому я бы не стал настаивать на выдаче Калейса. Хотя в его виновности у меня нет сомнений.".
Янис Адамсонс (ЛСДРП): "Я бы хотел, чтобы мы все не зацикливались на истории. Историю нужно знать, чтобы она не повторилась, но становиться ее заложником нельзя. Что же касается Калейса, то он умрет раньше, чем начнется судебный процесс в Латвии".
Мирослав Митрофанов (ЗаПЧЕЛ): "Меня удручает то, что основной мотив преследования Калейса латвийским правосудием - это международное давление. Помните, наш президент, будучи в США, признала, что американские политики просят Латвию привлечь к ответственности Калейса и подписать договор с Австралией о выдаче преступников. То есть наши власти сами искренне не считают, что свои нацисты должны нести ответственность за убийство ни в чем не повинных людей".
В своем отношении к фашизму и сталинизму латвийские власти никак не могут удержаться от антироссийского налета, страдают от этого сами, заставляют страдать население (и русское, и латвийское), но, как загипнотизированные, продолжают идти тем же путем. К этому так привыкли проживающие в Латвии русские, что у них совершенно справедливо начинают возникать опасения за русских ветеранов Второй мировой войны, которых в Латвии засудят, если вдруг состоится суд над фашистским убийцей. Люди готовы уже простить палача, лишь бы не пострадали ветераны типа Василия Кононова или Евгения Савенко, которых из антироссийских амбиций латвийские власти поставили на одну доску с гитлеровскими головорезами.
Если вспомнить, как начиналась латвийская самостоятельность, то в большей степени она была с самого начала замешана не на антисталинских или антигитлеровских акциях, а на антироссийском духе. Инициаторов антироссийских настроений в Латвии и тех представителей коренного латвийского населения, кто этому настроению поддавался, в основном воротило не от Молотова-Риббентропа и не от самого Сталина или Гитлера, а от русских, которые жили тогда и живут сейчас. И именно с этими русскими, которые, кстати, были не против самостоятельности латышей, Латвия до сих пор никак не может наладить отношения на государственном уровне. Те, кто стоят сегодня у власти, никак не могут залечить раны, нанесенные историей, и, формируя свое собственное государство, продолжают унижать тех русских, чьи отцы и деды виноваты лишь в том, что жили в то тяжелое время, когда Прибалтика стала советской на пятьдесят лет.
Мировая общественность настаивает, чтобы в Латвии, а не в Австралии, судили палача, но она не настаивает, чтобы в Латвии судили ветеранов войны, боровшихся против этих палачей. На этом настаивают сами латвийские власти. Кстати, не только латвийские. В двух других странах Балтии случаи аналогичных преследований тоже имеют место. Налицо желание расквитаться за пятидесятилетнее совместное проживание не со Сталиным и его командой, а со стариками, виновными лишь в том, что являются представителями системы. А заодно и нанести удар по их детям и внукам. При этом латвийские власти лицемерно утверждают, что хотят наладить отношения с Россией.
В Латвии уже раздаются голоса всепрощенчества, когда предлагают простить фашистского преступника, а заодно и не трогать ветеранов-антифашистов, и этим они тоже ставят на одну доску и тех, и других.
Правильно будет, если фашиста осудят так, как этого требуют мировая общественность и международные законы, а ветеранов-антифашистов, которые виноваты лишь в том, что были винтиками сталинской системы, оставят в покое. Если же решение о проведении суда над фашистом Конрадом Калейсом вызовет дополнительную волну репрессий против участников войны 1941-1945 годов, то это оттолкнет Ригу от Москвы на долгие годы и принесет огромный вред самой Латвии.