Молодая, неопытная и горячая индонезийская демократия в очередной раз поставила страну в безвыходное положение. И хотя побоища у здания парламента не произошло, очень похоже, что конфликт вышел за рамки правового поля и ввергает страну в очередной хаос.
Все это - реакция на ситуацию, которая сложилась ко вчерашнему дню в правящих кругах страны (она до странности напоминает 1993 год в Москве). 500 членов парламента со вчерашнего утра начали внеочередную сессию с процедурой импичмента практически слепому президенту Абдуррахману Вахиду, который находится в должности всего 19 месяцев. Он обвиняется в коррупции и некомпетентности. Президент уже несколько месяцев пытался игнорировать назревавший импичмент, обвиняя сам парламент в некомпетентности и выдвижении надуманных обвинений. Ситуация вышла из равновесия, когда крупнейшая политическая партия - Индонезийская демократическая партия борьбы (ИДПБ), возглавляемая вице-президентом Мегавати Сукарнопутри, поддержала требование остальных объединений, представленных в парламенте, о начале слушаний об импичменте. Это означало, что президент лишился не только союзников, но и нейтралитета основных участников событий. Ранее лидеры военных заявили, что не поддержат Вахида, если тот объявит военное положение. На его стороне оставалась разве что прокуратура, отвергшая обвинения в коррупции.
Но сторонники Вахида - а среди них числятся жители его родной восточной Явы, члены Партии национального пробуждения и еще миллионы членов мусульманской организации Нахдатул улама, - многотысячной толпой с утра окружили парламент, а к обеду начали штурмовать ограду. Начались драки с парламентской службой безопасности. Столичная полиция предъявила толпе ультиматум - разойтись до наступления темноты. Толпа, однако, пошла к резиденции президента и устроила вокруг нее живое кольцо.
Столица - не единственное место действия. Вчера же индонезийская полиция в городе Пасуруан на востоке Явы открыла огонь по толпе сторонников Вахида после того, как демонстранты пустили в ход самодельные зажигательные бомбы. В дело были брошены армейские подразделения, спешно подтянутые к городу. На востоке Явы, в родных местах Вахида, его сторонники громят магазины и поджигают и церкви, и мечети.
В нынешней ситуации непонятно, кто и как будет управлять страной. Президент рассорился не только с парламентом, но и с вице-президентом Мегавати Сукарнопутри, а также и с военными, которые уже несколько месяцев сближались с Мегавати. То есть все шло к свержению Вахида - в сложившейся ситуации эта акция, под каким бы фальшивым предлогом она ни предпринималась, означала бы наименьшее зло. Но тысячи бесчинствующих сторонников Вахида на улицах нескольких городов - слишком дорогая цена за наведение некоторого, весьма относительного порядка в правящих кругах страны с 210-миллионным населением. Этот тот самый случай, когда вряд ли поможет даже военное положение, с Вахидом или Мегавати на посту президента.