Спасать разваливающуюся коалицию национального единства, созданную в Македонии 14 мая, срочно прилетел вчера в Скопье верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьвер Солана. Напомним, что именно Солана, вместе с генсеком НАТО Джорджем Робертсоном, стал главным инициатором создания этого хрупкого образования, призванного, по мнению международных чиновников, стать основным инструментом мирного процесса в Македонии. Коалиция, в которую вошли две албанские партии, была создана 14 мая. Однако за прошедшее время никаких подвижек в урегулировании ситуации не произошло. Лидеры партий этнических албанцев никак не повлияли на своих собратьев, терроризирующих пограничные с Косово районы Македонии, зато своими действиями фактически привели к распаду коалиции.
Напомним, что хрупкое равновесие в только что созданной правительственной коалиции в Македонии оказалось под угрозой после того, как лидеры двух вошедших в нее партий этнических албанцев (Демократической партии албанцев и Партии за демократию и процветание) Арбен Джафери и Имер Имери подписали соглашение с политическим лидером албанских экстремистов из так называемой Армии национального освобождения (АНО) Али Ахмети. Документ ангажирует подписавшие стороны к "совместным действиям" для разрешения конфликта, но, главное, содержит статью о поддержке требований албанских мятежников, включая независимость от македонского государства. Президент страны Борис Трайковский указал, что соглашение противоречит платформе, принятой коалицией, и предупредил обе партии, чтобы они "отмежевались от действий албанских боевиков", но те отказались сделать это. Некоторые наблюдатели предрекают распад коалиции и, соответственно, глубокий кризис и обострение конфликта.
Руководство страны настроено решительно, о чем свидетельствует предпринятое в пятницу и субботу наступление на позиции боевиков. Однако терять имидж "хорошо функционирующей демократии", о котором в Скопье напомнил на днях генсек НАТО, ему тоже не очень хочется. Поэтому действия военных, не в коей мере не собирающихся отступать перед лицом албанского сепаратизма, весьма осторожны. Своей главной задачей военное руководство поставило эвакуацию мирного населения из зоны боевых действий на севере страны в районе Кумано. Поэтому с наступлением на позиции албанских сепаратистов решено не торопиться.
С другой стороны, министр внутренних дел Македонии Любе Бошковски заявляет, что нет никаких сомнений в том, что террористы будут изгнаны с македонской территории. В субботу освобожден один из главных опорных пунктов боевиков - село Ваксинцы. Кстати, там было обнаружено большое количество оружия, боеприпасов, медикаментов и продуктов питания, что свидетельствует о тщательной подготовке террористов к боевым действиям и налаженном снабжении их вооруженных отрядов. На очереди населенные пункты Слупчане, Оризари, Липково и Матейче, но, по словам главы македонского МВД, освобождение этих сел станет возможно "только тогда, когда местное население (около 5 тысяч человек. - К.Ф.) будет в безопасных местах". Это вполне понятно, поскольку главным препятствием к освобождению занятых боевиками территорий является удерживание террористами мирного населения в качестве живого щита.
Ховьеру Солане будет не просто убедить руководство Македонии в необходимости продолжения диалога с лидерами албанских политических партий. Это возможно только при условии их отказа от соглашения с ОНА. Если же этого не произойдет, план Солана-Робертсон окажется абсолютно провальным, что для первого вообще катастрофа. Особенно если вспомнить, что бомбардировки Югославии во время агрессии НАТО осуществлялись под его руководством. В случае развала коалиции национального единства (о единстве здесь говорить вообще можно только с большой натяжкой), Балканы могут стать политической могилой Соланы. К тому же завтра ему предстоит отчитаться о развитии ситуации в Македонии на заседании Совета министров иностранных дел ЕС и Совета НАТО на уровне глав внешнеполитических ведомств.
Кстати, интересную оценку всей политики ЕС и НАТО на Балканах высказали участники состоявшегося на днях в Софии учредительного заседания Балканского политического клуба. Бывший президент Болгарии и нынешний президент Клуба доктор философии Желю Желев заявил: "До сих пор стратегия развития Балкан была ошибочной. И НАТО, и Евросоюз, и Совет Европы действовали как пожарная команда. Они пытались нейтрализовать последствия конфликтов, а не устранить их причины".
На этом фоне разыгрался и дипломатический скандал вокруг фигуры американского посла Роберта Фроуика, которого исполнительный председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Румынии Мирча Джоанэ назначил этой весной своим личным представителем в Македонии и который стал практически персоной нон грата в этой стране. И македонские власти, и глава миссии ОБСЕ в Скопье Карло Унгаро обвинили американца в том, что он предложил издать закон об амнистии албанским террористам из АНО и вел прямые переговоры с их политическим лидером. Карло Унгаро подчеркнул, что эта позиция противоречит позиции международного сообщества, и в частности ОБСЕ. Кстати, о недопустимости переговоров с албанскими экстремистами, ведущими боевые действия на севере Македонии, на днях заявил и генсек НАТО Джордж Робертсон.
Роберт Фроуик был срочно вызван в Бухарест для консультаций со своим непосредственным шефом - Мирчей Джоанэ. Румынский министр и председатель ОБСЕ сделал все возможное, чтобы загладить этот инцидент. Тем более что американский дипломат клятвенно заверил, что не имел никаких прямых контактов с политическим лидером албанских экстремистов. В официальном коммюнике от имени ОБСЕ Мирча Джоанэ поспешил рассеять недоразумения, подчеркнув, что у ОБСЕ не существует никаких расхождений с официально принятой международным сообществом позицией недопущения любого диалога с террористами и что руководство ОБСЕ "не поощряет диалога с албанскими мятежниками". В коммюнике подтверждается поддержка суверенитета и территориальной целостности Македонии и подчеркивается, что политический диалог - единственно возможное решение для этой страны.
Посол Фроуик пока что отправился в Вену, где находится Постоянный совет ОБСЕ, и затем направляется в Вашингтон - "для дальнейших консультаций".
Бухарест