Во вчерашнем номере "Нью-Йорк таймс" была опубликована статья, которая обречена была стать сенсацией. Ее заголовок - "США собираются предложить России прекратить споры вокруг Договора по ПРО". Она констатирует то, что уже было замечено Москвой: Вашингтон не готов пойти на односторонний выход из Договора 1972 года без согласования с РФ. Это еще более очевидно после проведения переговоров специальными американскими представителями во многих странах, завершившихся несколько недель назад (отметим, что даже Пентагон признал, что эти миссии провались почти все, за исключением разве что Австралии и Индии). Напомним, осталось две с лишним недели до встречи в Словении президентов России и США 16 июня.
Авторы статьи со ссылкой на высокопоставленных стратегов в администрации Буша утверждают, что в настоящее время Белый дом разрабатывает ряд предложений, направленных на то, чтобы заручиться поддержкой Москвы в "сломе" Договора 1972 года по ПРО. Речь идет в том числе о предложениях по закупке оружия, оказании военной и экономической помощи и совместном проведении учений по обнаружению и уничтожению баллистических ракет. В материале обозначены и якобы обсуждающиеся в Пентагоне конкретные предложения о продаже США ракет российского производства С-300, которые могут быть использованы для создания оборонительного щита над Россией и Европой.
Как утверждает газета, ряд этих предложений уже был изложен российским официальным лицам, а полный план будет представлен на встрече Путина и Буша 16 июня в Словении.
Газета отмечает, что подобного рода предложения о сотрудничестве с Россией в вопросе безболезненного для обеих сторон слома Договора 1972 года звучали еще во времена отца нынешнего президента. Буш-старший якобы предлагал Горбачеву в том числе и проведение совместных учений по распознаванию и уничтожению боеголовок противника, предоставление средств на финансирование российской системы РЛС, а также обмен данными, регистрируемыми системами раннего обнаружения. Однако все эти предложения так и не были осуществлены.
Конечно, о планах по возобновлению предложений предыдущей республиканской администрации никто официально на заявлял. А слова советника президента по вопросам национальной безопасности Кондолизы Райс о том, что Белый дом "хочет убедить россиян, что в их интересах отказаться от ПРО и развивать с нами новые отношения", - это еще не подтверждение того, что Белый дом всерьез рассматривает возможность сотрудничества в Кремлем. Тем более что жесткую позицию Москвы вряд ли можно будет изменить за столь короткий срок, о котором говорится в "Нью-Йорк таймс", - к встрече президентов 16 июня.
Но согласие Путина в условиях, когда планы по выходу из ПРО, мягко сказать, не приветствуются никем ни в Европе, ни тем более в Азии, американской администрации необходимо. В то же время очевидно, что Москва не пойдет (даже с учетом "смягчения" позиции Вашингтона и готовности сотрудничать с Москвой) на слом договора, являющегося краеугольным камнем всей существующий на сегодняшний день системы безопасности.
Впрочем, отмечает газета, администрации придется теперь иметь дело еще с одним сильным оппонентом, с которым не так легко будет согласовывать позиции, - сенатом, в котором республиканцы совершенно неожиданно оказались в меньшинстве. В ближайшем будущем сенатские комитеты по обороне и иностранным делам перейдут под контроль демократов, а они, как известно, относятся к планам одностороннего выхода США из Договора ПРО более сдержанно, чем республиканцы.
План по сотрудничеству с Россией, о котором идет речь во вчерашней публикации, выглядит невероятно и резко контрастирует с теми планами администрации, о которых говорилось ранее, а именно - с желанием выйти из Договора 1972 года в одностороннем порядке. Но дело в том, что на пути осуществления даже "смягченного" плана республиканцев Белому дому придется столкнуться с немалым количеством препятствий, и не только в самом Вашингтоне и Москве. Речь идет прежде всего о позиции Пекина, с которым Вашингтону будет договориться еще труднее, чем с Москвой. Авторы статьи вполне справедливо полагают, что даже ограниченное сотрудничество США и России по вопросам слома Договора ПРО вызовет наиболее резкую реакцию именно в Китае. "Китайские официальные лица уже расценили предложение Буша о создании противоракетного щита как стремление нейтрализовать относительно небольшие арсеналы Пекина. Их встревожили предположения о том, что мобильная региональная система ПРО, базирующаяся на американских кораблях, может быть использована для защиты Тайваня", - пишет "Нью-Йорк таймс".
Авторы публикации утверждают, что детали американского плана Москве не были сообщены, однако в начале мая комиссия во главе с заместителем министра обороны США Полом Вулфовицем и заместителем советника по национальной безопасности Стивеном Хедли, побывавшим в России, намекнула о его существовании. Однако, по словам сотрудника американской администрации, со стороны Москвы никакой реакции не последовало.
Если не помогут предложения о сотрудничестве в военной сфере, то республиканцы готовы и на невоенные стимулы. "К примеру, Белый дом уже обсуждает вопрос об оказании экономической помощи или помощи в усовершенствовании правовой системы и рынка рекламы, что должно сделать Россию более привлекательной для зарубежный инвесторов".
Предложения о военном сотрудничестве со стороны США звучали и раньше, однако каждый раз позиция Москвы оставалась неизменной. Так, например, в 1992 году обсуждался вопрос о проведении совместных учений по ПРО, однако они так и не были начаты. Администрация Клинтона также не сидела сложа руки. Предпоследний американский президент "работал над заключением с Россией крупной сделки в области стратегических ядерных вооружений, которая предусматривала создание новой архитектуры безопасности, предполагающей сокращение числа ядерных боеголовок (имеются в виду СНВ-1 и СНВ-2. - Е.Ш.) и возможное введение поправок в Договор по ПРО и по развертыванию ограниченной системы ПРО". Администрация Клинтона также предлагала Москве помочь завершить строительство РЛС недалеко от Иркутска, если Москва согласится на пересмотр Договора 1972 года.
В 1996 и 1998 годах российские и американские офицеры провели совместные учения, но ограничились компьютерным моделированием. Учения в Форте Блисс (Техас), запланированные еще на 2000 год, были перенесены до 2002 года. В ходе этих учений российские и американские военные должны попрактиковаться в обнаружении ракет противника, координации действий и уничтожения ракет. "Считайте это проверкой наших и их систем ПРО, направленной на то, чтобы выяснить, могут ли они действовать совместно", - отметил высокопоставленный представитель администрации.
По словам источников "Нью-Йорк таймс", на встрече 16 июня Буш и Путин вряд ли будут обсуждать "серьезные вопросы", а предложения по сотрудничеству в вопросе пересмотра Договора 1972 года будут носить скорее ознакомительный характер. Этим же источником был назван и возможный срок начала "диалога по существу" между главами государств - июльская встреча "большой восьмерки" в Генуе.
***
Поскольку в предложениях американцев речь идет о гипотетическом приобретении комплексов С-300, следует сказать несколько слов и о возможных поставщиках - отечественных производителях этого вида оружия. Отметим, что ведущим предприятием российского оборонно-промышленного комплекса в области создания зенитного ракетного вооружения является открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Алмаз". За более чем пятидесятилетний период на "Алмазе" разработаны зенитные ракетные комплексы и системы С-25, С-75, С-125, С-200, С-300П, "Триумф" и их различные (в том числе и экспортные) модификации. Сконструированные в 50-60-х гг. комплексы С-75, С-125 и С-200 до сих пор стоят на вооружении армий многих государств мира.
В конце 1970-х гг. коллективом ЦКБ "Алмаз" была создана зенитная ракетная система нового поколения С-300П (принята на вооружение зенитных ракетных войск ПВО СССР в 1979 г.). В октябре 1990 г. была завершена ее глубокая модернизация, получившая наименование С-300ПМ. Эти системы обладают характеристиками, которые во многом превосходят все зарубежные ЗРК. Сегодня ЗРС С-300ПМ составляет основу ПВО Российской Федерации, а экспортные модификации С-300ПМУ и С-300ПМУ1 в последние годы пользуются повышенным спросом на мировом рынке оружия и проданы ряду стран.
В настоящее время в ЦКБ "Алмаз" завершаются разработка и испытания зенитной ракетной системы нового поколения, не имеющей аналогов в мире и существенно превосходящей по боевым возможностям все известные существующие и перспективные зенитные ракетные системы. Следует заметить, что практически все образцы вооружения, разрабатываемые ЦКБ "Алмаз", обладают потенциалом нестратегической противоракетной обороны. Таким образом, "алмазовское" зенитное ракетное оружие при его комплексировании с информационными и управляющими системами может быть использовано в качестве огневых средств потенциальной системы нестратегической ПРО.
Однако американской стороной с представителями "Алмаза" не велись какие-либо переговоры или консультации о возможной поставке отечественных зенитных ракетных систем в США. Более того, известия о готовящемся в Белом доме пакете предложений к России, включающем приобретение российских зенитных ракетных систем С-300 для использования их при создании "противоракетного щита в России и Европе", вызвали в ЦКБ "Алмаз" определенное удивление.
Вполне возможно, что утечки информации, организованные в США (приобретение ЗРС, оказание финансового содействия в модернизации системы предупреждения о ракетном нападении, совместные учения), имеют в конечном итоге целью добиться от России положительной реакции на решение американской администрации по развертыванию национальной системы ПРО.