СИТУАЦИЯ с американским самолетом-разведчиком разрешилась. Китай согласился вернуть США самолет ЕР-3, находящийся на острове Хайнань. Вчера Министерство иностранных дел Китая сообщило, что американской стороне разрешено демонтировать самолет и вывезти его морем. Если это действительно будет сделано, то двухмесячная эпопея, начавшаяся 1 апреля после столкновения ЕР-3 с китайским истребителем, завершится.
Конфликт стал крупнейшим в американо-китайских отношениях за последние два года. Итак непростые отношения между Китаем и США накалились настолько, что наиболее горячие головы по обе стороны океана заговорили о том, что на горизонте опять замаячила холодная война. Взаимным обвинениям, казалось, не будет конца. Китай требовал от Вашингтона извиниться и прекратить разведывательные полеты около его берегов. В начале мая появилось сообщение, что США прекращают отношения с Китаем в военной области: директива "приостановить все программы, контакты и деятельность Министерства обороны США с КНР до получения дальнейших распоряжений" была направлена министрам всех видов вооруженных сил США, председателю комитета начальников штабов США. Однако тревога оказалась ложной: меньше чем через сутки Пентагон выступил с опровержением. Но зато американские разведывательные самолеты возобновили разведывательные полеты по периметру китайского побережья.
Даже на этой неделе китайский МИД выступил еще с двумя нотами протеста в адрес США. Обе - по поводу визитов в Вашингтон деятелей, которых официальный Пекин рассматривает не иначе как своих главных оппонентов: речь идет о главе администрации Тайваня Чэнь Шуйбяне и Далай-ламы. Поэтому согласие Китая на выдачу "плененного" самолета, объявленное на следующий день после встречи в Вашингтоне президента Джорджа Буша и Далай-ламы, вполне может вызывать удивление.
Впрочем, уступкой этот шаг можно назвать лишь с натяжкой. Во-первых, американская просьба о возвращении самолета была направлена в Пекин сразу после его приземления на острове Хайнань, то есть два месяца тому назад. Во-вторых, США первоначально настаивали, что самолет может быть отремонтирован и сможет вылететь самостоятельно. Для изучения его технического состояния на Хайнань была отправлена специальная комиссия. Однако, несмотря на вынесенное ею заключение о возможности восстановления самолета, получившего значительные повреждения носовой части фюзеляжа и одного из четырех пропеллеров, китайцы дали ясно понять, что не дадут необходимого разрешения на вылет. Затем появились слухи, что "американец" будет доставлен назад зафрахтованным российским транспортом Ан-124. Но, видимо, и от этой идеи пришлось отказаться.
Возможно, что урегулирование "самолетного скандала" - первый признак разрядки в отношениях между США и Китаем. Ранее эти отношения оказывались под угрозой трижды. В 1989 году были прерваны все американо-китайские контакты в военной области после событий на площади Тяньаньмэнь; затем в 1996 году во время кризиса вокруг Тайваня; и наконец в 1999 году после того как американские самолеты в ходе агрессии НАТО против Югославии "по ошибке" разбомбили посольство КНР в Белграде.