ПРЯМОГО ответа на вопрос, насколько осложнились и осложнились ли вообще американо-европейские отношения после прихода в Белый дом администрации Буша, официальные лица Европейского союза предпочитают не давать. Так, отвечая на вопрос корреспондента "НГ", верховный представитель ЕС по вопросам единой внешней политики и безопасности Хавьер Солана заявил, что серьезных противоречий в европейско-американских отношениях нет и никаких ухудшений не намечается. "Мы продолжаем вести твердый долгосрочный диалог", - сказал Солана. Хотя он признался, что заявление американской администрации о выходе из Киотских протоколов о сокращении вредных выбросов в атмосферу действительно несколько подпортило отношения в последнее время.
Хотя серьезных противоречий в американо-европейских отношениях нет, для всех очевидно, что по ключевым проблемам позиции Европы и США далеко не всегда совпадают. ЕС не может выступить "единым фронтом" даже в важнейшем на настоящем этапе вопросе развертывания американской системы ПРО и выхода США из Договора 1972 года. Франция заявляет об отрицательном отношении к планам новой американской администрации и открыто признает, что этот вопрос может стать "источником непонимания" между Европой и Вашингтоном. Крайне отрицательно к планам США о создании НПРО относится и Швеция. В то же время Лондон традиционно во всем поддерживает Вашингтон. Напомним, что премьер-министр Великобритании Тони Блэр стал первым европейским лидером, с которым встретился Буш после принятия присяги. Если говорить о Евросоюзе в целом, то сложилась практически парадоксальная ситуация: на данный момент позиция ЕС по вопросам стратегической безопасности оказалась ближе к российской, чем к американской.
Проблемы в американо-европейских отношениях могут вызвать и намерения Евросоюза создать независимые от НАТО силы быстрого реагирования. Это решение продиктовано вполне резонными причинами - ЕС стремится хотя бы частично преодолеть зависимость от НАТО и США и обеспечить собственными силами операции ограниченного масштаба по регулированию локальных конфликтов в Европе. Становление ЕС как единого механизма в области политики безопасности и обороны идет достаточно сложно как в силу внутренних противоречий, так и неизбежной притирки его целей в области безопасности к интересам США и НАТО.
Страны ЕС договорились о создании единых военных структур быстрого реагирования на кризисы еще в декабре 1999 года на саммите в Хельсинки. Конечно, наивно было бы предполагать, что корпус быстрого реагирования численностью 60 тысяч человек, который должен быть сформирован к 2003 году, сможет обеспечить полную военную независимость от США. Тем не менее это станет первым шагом в создании единой европейской армии. Очевидно, что к принятию решения о создании самостоятельных от НАТО формирований подтолкнули бомбардировки Югославии, когда европейские страны продемонстрировали свою полную неспособность действовать самостоятельно. Тогда Европа смогла направить лишь 40 тысяч военнослужащих (около 2 процентов общего состава армий ЕС). Теперь постулату "или НАТО, или ничто" должен наступить конец. США утверждают, что поддерживают европейские планы - возможно, это действительно так: Вашингтон явно не устраивала ситуация, когда операцию в Югославии фактически приходилось осуществлять в одиночку. Как образно выразился министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин, в вопросе создания европейских сил быстрого реагирования США "сменили красный цвет на желтый"
Создание европейского контингента для некоторых европейских стран станет хорошей альтернативой НАТО. Так, Швеция, которая не является членом ни одной международной военной организации, намерена участвовать в европейских силах быстрого реагирования. "Швеция будет участвовать в европейских силах, но ни при каких условиях не собирается присоединяться к Североатлантическому альянсу", - говорит министр иностранных дел Швеции Анна Линд. "Мы думаем, что политика безопасности и обороны в ЕС, когда появится реальная возможность управления кризисами в Европе, очень важна. Одновременно с боеспособной армией мы создаем гражданскую способность урегулирования кризисов. Создаваемая система будет действовать как в пределах, так и вне Европы. Если она станет "миротворческой", то необходимо будет получение мандата ООН. Важно помнить, что она не заменит собой национальную армию. Мы создаем не единую европейскую армию, а силы управлениями кризисами", - подчеркивает Анна Линд. По ее мнению, необходимо уделять особое внимание предотвращению кризисов во избежание конфликтов, подобных балканскому. "ЕС израсходовал в бывшей Югославии 10 миллиардов евро. Если бы хотя бы часть этих денег была затрачена на предотвращение конфликта, то, вероятно, можно было бы избежать или значительно уменьшить страдания людей".
Кроме вопросов обороны в европейско-американских отношениях хватает проблем. Одна из них - экология. Серьезной проблемой для ЕС в области защиты окружающей среды стало нежелание новой американской администрации придерживаться договоренностей по протоколам Киото - обязательств в рамках международных усилий против глобального потепления климата. Позиция американской администрации вполне понятна - она опасается возможных отрицательных последствий для экономики страны. Евросоюз намеревался ратифицировать Киотский протокол еще до конца будущего года. Пытаясь образумить США, на которые приходятся 20-30 процентов мировых выбросов углекислого газа, ЕС в апреле направил в США специальную миссию из представителей своей руководящей "тройки": председателя Европейской комиссии, Швеции и Бельгии, а также заручился в этом вопросе поддержкой Канады, России, Ирана, Китая, Японии. Однако договориться с американцами так и не удалось. Переговоры в Нью-Йорке закончились фактически провалом.
Что касается "стран-изгоев", то и здесь США и ЕС далеко не всегда едины. По вопросу Ирака и ужесточения санкций против Багдада среди 15 стран нет единого мнения: Великобритания поддерживает позицию Вашингтона, а Франция сотрудничает с Ираком. Относительно же Кореи ЕС в один голос выступает против политики США в этом вопросе. В начале мая делегация Евросоюза провела в Пхеньяне две встречи с руководителем КНДР Ким Чен Иром. Направив в Пхеньян самую представительную в истории европейскую делегацию (в нее вошли премьер-министр Швеции Йоран Перссон, представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, член Европейской комиссии, ответственный за международные связи Крис Паттен), Брюссель продемонстрировал, что готов осуществлять в Корее самостоятельную внешнюю политику, в то время как с приходом администрации Буша отношения между Вашингтоном и Пхеньяном значительно осложнились. Буш не устает повторять, что относит КНДР к "странам-изгоям", против которых фактически и создается НПРО. МИД КНДР, в свою очередь, из-за ухудшившихся за последние полгода отношений с США угрожает возобновить испытания баллистических ракет, приостановленные в 1999 году. Евросоюз предпочитает не участвовать в обостряющемся двустороннем конфликте - вопреки Вашингтону улучшая отношения с Пхеньяном. За последнее время целый ряд Европейских стран (в том числе Великобритания) установили дипломатические отношения с КНДР. Пункт о дальнейшем урегулировании ситуации на Корейском полуострове оказался включен и в итоговую Декларацию саммита Россия-ЕС, который состоялся на прошлой неделе в Москве. В ней ЕС и Россия заявили о "поддержке позитивных шагов, предпринятых Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой по выполнению Совместной декларации Севера и Юга со времени первого межкорейского саммита в июне 2000 года".
Очевидно, что вопросы дальнейшего диалога между ЕС и США, а также "камни преткновения" между двумя крупнейшими экономическими блоками мира будут решаться на встрече Джорджа Буша с президентом страны - председателя ЕС Йораном Перссоном, а также председателем Еврокомиссии Романо Проди 15 июня в Гетеборге, где должны быть подведены итоги президентства Швеции в ЕС и эстафета будет передана Бельгии.
Стокгольм-Брюссель-Люксембург-Москва