По мере того, как присоединение к Европейскому союзу десяти восточноевропейских стран становится реальностью, в стане партнеров начали возникать серьезные разногласия. Оказывается, принимающая сторона отнюдь не с распростертыми объятиями собирается встречать будущих участников своего замкнутого клуба.
Когда руководители стран объединенной Европы решили этот вопрос в принципиальном плане, то все единодушно проголосовали за приглашение в их союз пусть бедных, но все же европейских родственников. Это была акция скорее политическая, жест доброй воли. Однако когда экономисты, юристы и прочие специалисты своего дела в каждой стране Евросоюза раскалькулировали, во что им все это обойдется и какие нежелательные последствия могут появиться, то возникло замешательство.
Первыми забили тревогу немцы и австрийцы. Поняв к чему приведут распахнутые настежь границы с Чехией, Польшей, Венгрией и прочими соседними государствами, откуда хлынут волны искателей заработка, рабочей силы, Берлин и Вена решили соорудить своего рода дамбу. Выразилось это в твердо заявленной позиции обеих стран: после принятия новых партнеров в лоно Евросоюза свободный доступ их граждан туда должен быть разрешен только через семь лет. Предусматриваются и другие ограничения. Например, запрет гражданам Восточной Европы заниматься в Германии и Австрии предпринимательской деятельностью в ряде отраслей, главным образом в строительстве и кустарном промысле. Такая забота о защите своих национальных интересов вполне понятна и объяснима: ведь численность собственных безработных в Германии и Австрии достигает сейчас 4 млн. человек.
Неожиданная германо-австрийская поправка, низводящая, по сути, будущих компаньонов до положения второсортных, должна быть одобрена всеми членами Евросоюза - такие вопросы здесь решаются консенсусом. Однако Испания высказалась категорически против, и ее активно поддержали Португалия и Италия. Формально испанцы выступают за справедливость и равноправие всех участников, тем более что возможный приток переселенцев из Восточной Европы им никак не угрожает. На самом же деле они ведут хитрую игру, дав понять, что не применят вето при голосовании этого вопроса и он пройдет, если им сохранят в полном объеме причитающуюся финансовую помощь. Надо сказать, что Испания значительно больше других стран получает такую помощь из кассы Комиссии ЕС. Из 17 ее областей 10 регулярно пользуются солидной дотацией на развитие и подъем хозяйства. На период 2000-2006 годы эта сумма была определена в 43 млрд. евро (примерно 50 млрд. долларов). Но поскольку бюджет Евросоюза не резиновый, то с принятием новых весьма нуждающихся членов (валовой национальный продукт в этих странах равен 40% от среднего уровня в Западной Европе) доля дотаций Испании значительно сократится и финансироваться будут только две области - Андалусия и Экстрамадур. Поэтому Мадрид пошел ва-банк: или партнеры оставят всю сумму субсидий без изменений, или в противном случае на поправку немцев и австрийцев будет наложено вето.
На этом все и застопорилось - уступать никто не намерен. Канцлер Герхард Шредер стоит на своем, подчеркивая, что Германия является основным донором в общеевропейский бюджет и имеет полное право отстаивать свои интересы. Премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар также понимает, что на карту поставлена его политическая судьба, которая зависит от исхода этой схватки с партнерами по Евросоюзу.
Брюссель