ГЛАВНЫЙ вопрос, который волновал журналистов накануне начала переговоров министра иностранных дел России Игоря Иванова в Вашингтоне, куда он прибыл вчера рано утром по московскому времени, - когда и где состоится встреча президентов России и США до июльского саммита "восьмерки" в Генуе. Ответ на этот вопрос был получен сразу после встречи российского министра с американским президентом в Белом доме. Однако, поскольку их встреча завершилась уже в 11-м часу вечера по московскому времени, точная информация не успела попасть в сегодняшний номер "НГ". Впрочем, она наверняка известна читателям из сообщений электронных СМИ.
Что же касается самой встречи на высшем уровне, то в возможности ее проведения до генуэзского форума уже почти никто не сомневался. Обсуждались несколько вариантов, при которых можно согласовать графики президентов двух стран. Как уже сообщала "НГ", Джордж Буш с 12 по 16 июня совершает свое первое европейское турне, в ходе которого посетит Брюссель, Гетеборг (для участия в саммите ЕС-США), Мадрид и Варшаву. Владимир Путин 15 июня должен быть в Китае на встрече в верхах "Шанхайского форума". То есть 14 июня он должен вылететь из Москвы на Восток. Ранее сообщалось, что американцы в принципе хоть и без особого энтузиазма, но готовы ради организации российско-американского саммита продлить сроки турне Буша по Европе. Поэтому основным возможным вариантом оставалось 17 июня, хотя не исключались и даты 11, 12 или 13 июня. Что же касается места проведения, то среди европейских городов, где мог бы состояться российско-американский саммит, чаще всего назывался Хельсинки, хотя возможны другие варианты, как, например, Вена, Женева или Стокгольм. Такова, повторим, была ситуация к моменту приезда Иванова в Вашингтон.
Естественно, кроме даты и места встречи Буша и Путина, Иванов в ходе получасовой беседы с хозяином Белого дома обсуждал и ее тематическое наполнение. В частности, российской стороной было заявлено, что интересам Москвы и Вашингтона отвечало бы создание такого механизма политического взаимодействия, который позволял бы избегать или в случае необходимости быстро устранять возможные осложнения двухсторонних отношений. А также своевременно реагировать на кризисные ситуации. Естественно, Россию и США сегодня больше всего волнуют проблемы противоракетной обороны. После первых консультаций американских и российских экспертов в Москве стороны остались на прежних позициях: США хотят создать новую стратегическую систему ПРО, запрещенную договором 1972 года, Россия же выступает за сохранение этого договора и его основного положения, запрещающего создание таких систем и даже основ для создания таких систем. На переговорах в Вашингтоне российская сторона попыталась убедить администрацию Джорджа Буша, что созданная на основе договора по ПРО правовая база позволяет решать все вопросы обеспечения безопасности современного мира.
Вчерашние переговоры в американской столице также не изменили принципиальных подходов сторон к этой проблеме. Однако у представителей Москвы и Вашингтона было гораздо больше времени и возможностей для обсуждения этой темы. Достаточно сказать, что только с госсекретарем США Колином Пауэллом Игорь Иванов за сутки встретился 4 раза, причем последняя - неформальная встреча началась, когда в Москве наступило уже сегодняшнее утро. А ведь помимо Пауэлла и Буша российский министр беседовал и с другими влиятельными во внешней политике США фигурами: советником президента по национальной безопасности Кондолизой Райс, спикером палаты представителей Деннисом Хэстертом, лидером сенатского большинства Трентом Лоттом.
Независимо от конкретных результатов, о которых "НГ" расскажет в следующем номере, визит Иванова в Вашингтон можно назвать этапным в отношениях России с новой администрацией США. В американской столице глава МИД РФ заявил, что сложный период в диалоге Москвы и Вашингтона, возникший после смены команды в Белом доме, уже позади, и "открывается возможность для конструктивного сотрудничества". Сфер сотрудничества достаточно много, как и вопросов повестки дня российско-американских отношений. Это помимо противоракетной обороны и такие аспекты, в которых позиции сторон близки друг к другу: урегулирование региональных кризисов - на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, на Балканах, в Афганистане.
Вашингтон