ЕДИНАЯ, скоординированная внешняя политика 15 государств Европейского союза, о которой столько говорилось, но которая никак не складывалась, похоже, становится реальностью. На этой неделе в Брюсселе и Страсбурге был дан дружный залп по Израилю: Европейский парламент и Совет министров иностранных дел обсудили расширение и укоренение еврейских поселений на оккупированных арабских территориях и постановили ввести экономические санкции против Израиля. Осуждение выразилось в весьма резких выступлениях высоких должностных лиц. Так, министр иностранных дел Швеции Анна Линд, чья страна председательствует в этом полугодии в ЕС, заявила, что политика заселения Израилем палестинских земель представляет серьезное препятствие для установления мира в регионе, и призвала руководство этой станы приступить к эвакуации поселенцев. Комиссар Комиссии ЕС по внешним связям Кристофер Паттен высказался еще более категорично, дав при этом понять, что выражает коллективное мнение: "Все действия Израиля в секторе Газа, на Западном Берегу реки Иордан, в Восточном Иерусалиме и на Голанских высотах являются совершенно незаконными. Незаконны они потому, что эти регионы с точки зрения международного права не принадлежат Израилю".
В качестве формы экономического давления решено прибегнуть к рычагам Соглашения об ассоциации и сотрудничестве с Израилем, которое разрешает беспошлинный ввоз израильских товаров в Европу. Теперь же все изделия и сельскохозяйственная продукция будут тщательно проверяться на границах на предмет выяснения происхождения: если выяснится, что они произведены в еврейских поселениях на оккупированных палестинских территориях, то таможня их не пропустит и наложит взыскание. Соглашение, о котором идет речь, имеет очень важное значение для израильтян - они добивались его вступления в силу целых пять лет. Подписано оно было только год назад.
Предпринятая акция носит главным образом политический характер и в практическом плане не ударит по Тель-Авиву. Дело в том, что весьма трудно установить происхождение огромного количества, к примеру, фруктово-овощной продукции, которая поступает от израильских экспортеров и расходится по всей Европе. В то же время если новые таможенные требования будут соблюдаться, то они затронут не более 1% израильского экспорта в страны ЕС.
Между тем израильская сторона весьма болезненно восприняла и высказывания, и экономические меры давления. Находящаяся в Страсбурге депутат Кнессета Яэль Даян, дочь прославленного генерала Моше Даяна, с гневом отозвалась об этой акции: "Европа на протяжении целых тридцати лет спокойно наблюдала за происходящим заселением израильтянами этих земель, а теперь вдруг вводит свои лицемерные санкции". В этом упреке есть определенная логика. Действительно: почему европейцы именно сейчас спохватились и прозрели, словно не видели, что уже полвека многострадальный палестинский народ лишен родины и государственности.
Это "пробуждение" объясняется двумя причинами. Во-первых, страны ЕС ни в чем не хотят отстать от США. В политике Вашингтона стал вырисовываться несколько иной подход к Ближнему Востоку: доклад независимой комиссии во главе с бывшим американским сенатором Джорджем Митчеллом содержит призыв остановить колонизацию Израилем арабских земель, а госсекретарь США Колин Пауэлл публично призывает Шарона изменить тактику и намерен в конце мая встретиться с палестинским лидером Ясиром Арафатом на нейтральной территории - в Париже. Так что европейцам не оставалось ничего другого, как догонять старшего партнера, чтобы окончательно не потерять свой авторитет в глазах арабов. Вторая причина ужесточения европейских санкций в отношении Израиля - требования общественности и политических партий активизировать свою политику на Ближнем Востоке, сказать свое слово и содействовать нормализации обстановки. Одним словом, Европа собирается играть в этом конфликте ту роль, которая соответствует ее весу в международных отношениях.
Страсбург-Брюссель