ВОПРОС снятия санкций с Ирака по-прежнему остается одним из основных вопросов международной дискуссии. Об этом говорят в кулуарах ООН, эту тему в Москве затрагивал генсек Кофи Аннан, не будет она обойдена вниманием и во время начинающихся сегодня переговоров министра иностранных РФ Игоря Иванова в Вашингтоне. Вчера стало известно, что Великобритания уже на следующей неделе намерена представить для обсуждения в СБ ООН проект резолюции, "предусматривающий ослабление режима санкций в отношении Ирака".
Документ выработан в ходе консультаций с американским руководством, однако официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер отказался комментировать все, что с ним связано, заявив, что все вопросы нужно адресовать англичанам. Он добавил, что Вашингтон по-прежнему продолжает консультации и находится "на промежуточной стадии" подготовки своего плана. Однако известно, что позиции Великобритании и США в отношении Ирака совпадают, и Лондон не стал бы проявлять самостоятельность по этому вопросу, не проконсультировавшись.
Решением проблем, связанных с Ираком, занимаются многие страны. США обещали подготовить свой план к июню. Таким образом можно считать, что проект, выдвигаемый Великобританией для обсуждения в ООН, должен проверить реакцию членов Совета Безопасности, арабских стран, Ирака и всех заинтересованных в решении этой проблемы.
Россия также активно занимается решением этой проблемы, в том числе проводятся совместные российско-американские консультации, о чем уже "НГ" неоднократно писала. Известен и проект российских предложений по Ираку, с которым в Багдаде во многом согласны и который поддерживается арабским миром.
Отличие российского "пакетного подхода" от американских "умных санкций" в том, что Москва действительно имеет в виду снятие санкций с Ирака. Российский план подразумевает приостановку санкций и их последующую отмену, осуществляемую параллельно с восстановлением международного мониторинга над запрещенными военными программами в Ираке.
То, что Вашингтон предполагает продемонстрировать в "умных санкциях", наглядно проявилось в британском проекте. В нем содержится предложение снять ограничения на поставки в Ирак всех товаров гуманитарного назначения при ужесточении контроля за соблюдением Багдадом запрета на закупки оружия, а также товаров двойного назначения. Англичане предлагают сохранить механизм действующей программы "Нефть в обмен на продовольствие". Это значит, что ООН продолжит полностью контролировать доходы, получаемые Ираком от продажи нефти.
Как заметили многие арабские эксперты, Лондон "предлагает иракцам двигаться вперед, развивать экономику, при этом оставляя за собой контроль за иракскими деньгами". Хотя намерения американских и британских политиков звучат гуманно - "облегчить страдания иракского народа", на самом деле отмена санкций им пока не нужна.
План США и Великобритании нацелен также на прекращение контрабанды товаров потребления в Ирак и нефти в обратном направлении. В феврале госсекретарь США Колин Пауэлл проводил консультации с Сирией, Иорданией и Турцией, объясняя им преимущества "умных санкций". Англичане также намерены сейчас провести консультации с этими странами. Однако ни ужесточение контроля в приграничных с Ираком районах, ни легализация поставок товаров первой необходимости не решат проблему контрабанды. Тем более что Багдад пригрозил соседям "перекрыть нефтепровод и остановить торговлю", если они поддержат американо-британский план.
Глава МИД Ирака Тарик Азиз уже обратился к России с просьбой использовать право вето, когда в СБ ООН будет рассматриваться предложение США и Великобритании об изменении режима санкций против Ирака.
***
Как известно, запланированные на начало мая в Нью-Йорке переговоры генерального секретаря ООН Кофи Аннана и иракской делегации так и не состоялись. Аннан не получил мандата от постоянных членов СБ ООН. В отсутствие единой позиции пятерки встреча стала просто нецелесообразной.
Проблему надо решить в ближайшее время. Багдад и так уже подбивает многие страны в одностороннем порядке выйти из режима санкций. В последнее время все чаще стали звучать голоса (в том числе и в России), что следует воспользоваться пунктом 50 Устава ООН, якобы позволяющим в одностороннем порядке выйти из режима санкций. Однако речь в нем идет лишь о том, что, если какая-либо из стран несет невосполнимый ущерб от введения санкций в отношении третьей страны, то она имеет право проконсультироваться на предмет решения вопроса. Единственные страны, которые пока этим воспользовались, - Индия (ее ущерб оценивается в 30 млрд. долларов), подписавшая протокол о намерениях "Нефть в обмен на пшеницу", и Иордания.
Иорданию в ООН активно лоббировали США. Ей разрешено импортировать 75 тысяч баррелей иракской нефти в сутки. На практике эта цифра значительно больше. Для бедной Иордании, в которой практически нет своих природных ресурсов, торговля с Ираком - это вопрос выживания.
Режим благоприятствования был создан и для Турции, ущерб которой от санкций оценивается в 35-36 млрд. долларов. Сегодня ежегодная прибыль этой страны от торговли с Ираком составляет 2 млрд. долларов.
Компании США тоже участвуют в борьбе за выгодные контракты. Правда, делается это через подставные фирмы. Посредники подписывают документы, а весь объем работ проводится американцами. Таким образом американцам выгодно подвешивать "чужие" контракты. Сумма российских "подвешенных" в контрактов составляет порядка 300 млн. долл.
Москва же, идя навстречу иракской стороне, вынуждена пропускать "чужие" контракты. Хотя дипломаты добились подписания высшим руководством в Багдаде Директивы о приоритете российских компаний. Так, в 2000 году сумма подписанных с Россией контрактов составила 1 млрд. 200 млн. долларов. РФ вывезла иракской нефти на сумму 5,5 млрд. долл. (включая брокерскую деятельность). В портфеле Москвы - перечень объектов, подлежащих как восстановлению, так и строительству после отмены режима санкций на 40-50 млрд. долл.