ДО 30 ИЮНЯ 2001 года страной - председателем Европейского союза будет оставаться Швеция. Затем она передаст бразды правления Бельгии. Столь частая смена председателя не вызывает почти ни у кого положительной оценки, даже у председателя Европейской комиссии Романо Проди. Он уже неоднократно заявлял, что существующая на сегодняшний день система, которая предусматривает смену председателя ЕС каждые полгода, в долгосрочном плане невыгодна. В интервью шведской газете "Дагенс нюхетер" он сравнил существующую ситуацию с "неэффективным политическим туризмом": "Так больше продолжаться не может. Для нас это становится очень большой проблемой, когда, как сейчас, мы все время сталкиваемся с разными культурами ведения переговоров, с разными людьми".
Насколько эффективна система столь частой смены председателя, судить трудно. Но вопрос все-таки остается: что может успеть сделать государство за полгода. Тем не менее в ближайшее время каких-либо кардинальных реформ в этой области ждать не приходится.
Швеция до конца никогда в историческом масштабе не ассоциировала себя с большинством европейских стран, находилась (в силу географического положения) на периферии общеевропейской политики. Сейчас ситуация, безусловно, изменилась. Европа все больше напоминает единый, слаженно действующий механизм, причем дальнейшее налаживание координации деятельности его отдельных частей продолжается. В 2002 году в большинстве стран - членов ЕС будет введено евро.
Однако сами европейцы далеко не всегда столь оптимистично смотрят на процесс интеграции в рамках ЕС. Достаточно вспомнить, что этой осенью датчане на референдуме проголосовали против введения евро на своей территории. Да и отношение шведов к членству своей страны в ЕС двойственно. Так, в мае 1992 года на вопрос, поддерживаете ли вы вступление Швеции в ЕС, "за" высказались менее одной трети населения страны (31%). На референдуме по этому поводу осенью 1994 года "за" проголосовали 48,3%, против - 42%. Уже буквально через несколько месяцев после голосования весной 1995 года число тех, кто выступал против членства Швеции в ЕС, увеличилось до 62%. На сегодняшний день почти 42% шведов считают, что от членства в ЕС их страна больше проигрывает, чем выигрывает (менее 40% - за, еще 20% затрудняются с ответом). Примерно такие же далеко не "ура" настроения - в отношении присоединения к евро. Большинство граждан страны выступают против присоединения Швеции к евро (48%). Из трех крупнейших фракций в шведском парламенте (всего их 7) только консерваторы безоговорочно поддерживают присоединение Швеции к общей европейской валюте. Левые и "зеленые" выступают категорически против, социал-демократы оказались расколоты пополам: хотя и проголосовали на парламентских заседаниях "за", но с очень большими оговорками. Правительство страны в курсе существующих настроений в обществе, понимает, что проводить референдум по этому вопросу раньше 2003 года вообще не имеет смысла.
Серьезной проблемой для Евросоюза стала необходимость реформирования аппарата ЕС. Служащих огромного аппарата не устраивают методы, которыми проводятся реформы, без которых, в принципе не возможно расширение ЕС с 15 до 27-28 членов, что уже привело к сокращению заработанной платы и забастовкам среди сотрудников аппарата в Люксембурге.
Впрочем, что бы ни думали граждане Европы об интеграционных процессах на континенте, объединение Европы - данность, причем неизбежная. Недаром первой из трех "е" (английской), которые обозначены приоритетные направления в планах страны-председателя с января по июль 2001 года, является "расширение" (enlargement). Еще две "е" - "окружающая среда" (environment) и "занятость" (employment).
Во время председательства Швеции в ЕС вопрос о расширении из области разговоров превратился в достаточно конкретный - расширение ЕС за счет включения сразу нескольких восточно-европейских стран должно начаться с конца 2002 года. В числе первых на очереди - Польша. Соседняя Литва тоже имеет определенные шансы стать членом ЕС, но в отличие от Польши ее судьба не столь определенна: попасть в одну волну расширения вместе с Польшей, Чехией, Венгрией, Кипром, Словенией и Эстонией ей будет весьма сложно. Следующая волна экспансии Евросоюза наверняка захватит Литву и Латвию.
Всего же заявки на присоединение к ЕС на настоящий момент подали 13 государств. Очевидно, что присоединение каждой из них потребует определенной работы в согласовании общих позиций по принципиальным вопросам между ЕС и правительством этого государства. Очевидно, что та же Турция, присоединение которой к ЕС является одним из приоритетных пунктов в программе Швеции, должна будет пересмотреть законодательство в области прав человека. Настоящее положение вещей прежде всего в связи с курдской проблемой, по мнению группы-15, оставляет желать лучшего.
Вторым приоритетом Швеции как председателя ЕС является окружающая среда. Швеция ведет подготовку 6-й программы действий ЕС в области окружающей среды, рассчитанную на ближайшие десять лет, касающуюся вопросов климата и химических материалов. Долгосрочный проект по политике ЕС в области окружающей среды планируется принять в июне в Гюттебурге. Европейская комиссия в этом году приняла ряд документов, в соответствии с которыми 13 стран-кандидатов на вступление уже в 2001 году могут стать членами Европейского агентства по защите окружающей среды.
Политика в области занятости является последним из трех "е", которые Швеция как страна-председатель поставила в качестве приоритетов своей политики. На встрече в Лиссабоне в марте 2000 года Европейский совет обозначил, что конечной целью ЕС является полная занятость. Уже через несколько лет вопрос занятости грозит стать неразрешимым. Всем известно, что в Европе обозначились серьезные демографические проблемы: низкая рождаемость, быстрое старение населения, уже к 2010 году число пенсионеров превысит трудоспособное население, что требует пересмотра пенсионной системы и системы медицинского страхования. Впрочем, расширение ЕС может привести и к серьезным проблемам в области занятости другого рода. Председатель Еврокомиссии Романо Проди считает, что после расширения организации будет необходимо временно ограничить свободную миграцию рабочей силы внутри ЕС. Больше других опасаются притока на свой рынок труда дешевой рабочей силы из государств - новых членов Евросоюза Германия и Австрия. Можно ожидать, что страны-кандидаты воспримут подобные действия как дискриминацию.
Стокгольм-Брюссель- Люксембург-Москва