НЕДАВНО завершившиеся выборы в Законодательные собрания пяти индийских штатов: Кералы, Тамилнада, Пондишери, Ассама и Западной Бенгалии - стали первой пробой внутриполитических сил после всеобщих выборов октября 1999 года. Тогда к власти пришел Национальный демократический альянс, ведомый Бхаратия джаната парти (БДП) и ее лидером, нынешним премьер-министром страны Аталом Бихари Ваджпайи.
На нынешних штатовских выборах победили: в Ассаме - Индийский национальный конгресс(И); блоки, возглавляемые ИНК(И) - в Керале и Пондишери, региональная партия АИАДМК - в Тамилнаде и блок, возглавляемый марксистской компартией - в Западной Бенгалии.
Важность прошедшего голосования заключается в том, что его итоги наметили новые внутриполитические тенденции в Индии и подняли новые вопросы. Так, выборы показали, что, во-первых, после полутора лет организационной стагнации начинают укрепляться ряды ИНК(И) во главе с Соней Ганди - главной оппозиционной силы в стране; во-вторых, все проигравшие выступали в блоке с правящей БДП, что является намеком на ухудшение позиций партии на местах; в третьих, как излишне эмоционально отмечали некоторые индийские СМИ, произошел "закат коммунизма в Индии" (имея в виду прежде всего результаты в штате Керала - одном из двух, помимо Западной Бенгалии, традиционных оплотов левых сил, где коммунистам удалось набрать лишь 40 мест в 140-местном Законодательном собрании). В-четвертых, выборы вновь, учитывая некоторое ослабление позиций БДП, вызвали к жизни вопрос: "Кто после Ваджпайи?". Кто поведет БДП на следующих всеобщих парламентских выборах, кто станет новым лидером страны?
Почему данный вопрос задается уже сейчас, ведь до следующих всеобщих выборов формально еще далеко - более трех лет? Индийская практика показывает, что в действительности они могут случиться в любой момент, а так называемая промежуточная проба сил, коей и стали выборы в штатовские парламенты, как раз и позволяет посмотреть, в каком направлении могут развиваться события на индийской внутриполитической арене в ближайшее время. Кстати, Ваджпайи уже заявлял, что в любом случае не поведет БДП на следующие выборы и вообще может сам уйти в любой момент.
Казалось бы, писала в связи с этим "Хиндустан таймс", место Ваджпайи должно занять второе лицо в партии, министр внутренних дел Лал Кришна Адвани. Однако существует много факторов, которые играют против него: его религиозная ортодоксальность, которую многие не разделяют, не очень высокая популярность среди избирателей, непопулярность среди некоторых партнеров по коалиции и, потом, он сам как-то указал: "Я хочу оставаться номером вторым в партии".
Возникает еще одна кандидатура: главный министр штата Андхра-прадеш Чандрабабу Найду. Человек весьма прогрессивный, превративший свою столицу Хайдерабад в своего рода "индийскую Силиконовую долину", технократ высшей пробы. Он, казалось бы, - идеальная фигура для Индии, вышедшей на первое место в мире по экспорту компьютерных программ. Кроме того, по всему видно, как тесно ему стало на штатовском уровне. Однако и у него есть недостатки. Его мало знают в других штатах, но самое главное, как пишут газеты, люди часто спрашивают: зачем нам вообще нужна эта Силиконовая долина, если фермеры Андхры кончают жизнь самоубийством из-за невозможности прокормить семью. Так что и эта кандидатура, скорее всего, отпадает.
Идеальной казалась кандидатура Джорджа Фернандеса: демократическое происхождение, популярность во всей стране, всей жизнью доказанное бескорыстие и готовность трудиться на благо страны, хорошие отношения буквально со всеми - и с элитой, и с простыми людьми, большой политический и государственный опыт. Но его не так давно фактически "подставили" во время скандала со взятками среди высших чиновников министерства обороны. Тогда Фернандес вынужден был добровольно уйти с поста министра обороны, чтобы сохранить лицо. Естественно, кресло премьера ему в таком случае "не светит".
И вот здесь возникает фигура Джасванта Сингха, министра иностранных дел, вынужденного отвечать пока и за военное ведомство. Все отмечают его заслуженный карьерный взлет, несмотря на поражение на всеобщих выборах 1997 года. Он имеет блестящее военное и гражданское образование, известен в стране и за рубежом, слывет большим либералом, всецело поддерживает проводящиеся ныне экономические реформы, лоялен правящей партии, его дела заметны, наконец, он - правая рука Ваджпайи, который, было, сам занял пост министра иностранных дел сразу после победы, но вскоре понял, что Джасвант Сингх гораздо успешнее будет трудиться на посту главы МИДа.
Верхом опрометчивости было бы с большой долей вероятности назвать имя будущего премьер-министра в такой стране, как Индия, где все может случиться. Однако, пишет "Хиндустан таймс", рискнем предположить, что если по каким-то причинам ни БДП, ни ее партнеров по коалиции не будет устраивать кандидатура Адвани, то наиболее приемлемым премьером остается Джасвант Сингх. Конечно, если БДП победит на грядущих парламентских выборах.