ВАЖНЫЕ переговоры предстоят сегодня в Кремле в рамках седьмого саммита Россия-ЕС. Для этого в российскую столицу прибыли председатель Комиссии Евросоюза Романо Проди, премьер-министр Швеции Йоран Перссон, чья страна председательствует в нынешнем полугодии в ЕС, и представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана. Это уже не первый российско-евросоюзный контакт на высшем уровне в текущем году. В апреле, как известно, президент Владимир Путин был в Стокгольме: глава российского государства был впервые приглашен участвовать там в регулярной встрече руководителей 15 стран ЕС, на которой рассматривались и вопросы взаимоотношений с Россией. Нынешний очередной саммит является продолжением развивающегося процесса сближения по линии Россия-ЕС, который принимает зримо динамичный характер.
В основе его лежат объективные взаимные интересы нашей страны и интегрирующейся части Европейского континента. Оба этих важнейших компонента европейского мироустройства, а в более широком понимании - многополярного мира, не могут обходиться друг без друга. Евросоюз постепенно движется в своем совершенствовании к общей для его участников линии в области внешней политики, обороны, безопасности, проявляя себя как самостоятельный субъект. Ясно, что от того, как будут складываться отношения между РФ и этой группой стран, во многом зависит будущая архитектура европейской и международной безопасности.
То же самое касается перспектив социально-экономического благополучия в этой части мира. Страны ЕС чрезвычайно заинтересованы в обеспечении стабильности в энергетической области, которую им может обеспечить Россия. Для нас же ЕС уже стал главным экономическим партнером. На его долю приходятся 2/5 российского торгового оборота, а после намечаемого расширения евросоюзного пространства она превысит 50%.
России при этом далеко не безразлично, во что выльется предстоящее расширение Евросоюза. Приняв на этот счет принципиальное решение, его страны еще сами переживают острые споры, как, в каких временных рамках, на каких условиях реально осуществлять эти планы. Кроме того, ЕС испытывает сильное давление Вашингтона, требующего, чтобы создаваемые евросоюзные структуры в области обороны и безопасности были лишь придатком НАТО. Линии размежевания между ЕС и по-прежнему преимущественно военным блоком, остающимся под командованием США, еще довольно размыты. Часть стран Центральной и Восточной Европы, вроде Польши, Чехии, Венгрии, сначала вступают в НАТО, а затем устремляются в Евросоюз. Другие же, как республики Балтии, стучатся сначала в ЕС, имея в виду получить потом и членство в НАТО. Москва, как известно, проводит четкую грань между расширением Евросоюза и расширением НАТО. Если в первом случае она не имеет принципиальных возражений против расширения Евросоюза, считая это в целом естественным развитием, то дальнейшее расползание альянса по Европе для России неприемлемо.
Расширение ЕС порождает для нас комплекс вопросов как позитивного, так и возможного негативного порядка в экономической сфере. С одной стороны, участие восточноевропейских стран и республик Балтии в ЕС приведет к выгоде российских товаропроизводителей в виде снижения таможенного обложения их продукции на упомянутых рынках. С другой стороны, расширение зоны действия антидемпинговой, технической и аграрной политики ЕС может создать препятствия для российского промышленного и сельскохозяйственного экспорта. Особая глава - проблема жизнеобеспечения Калининградской области, которая превратится в "остров в море ЕС".
***
ТРАДИЦИОННО саммиты Евросоюза и России проходят два раза в год - поочередно в Москве и стране-председателе ЕС. Следующий саммит пройдет в Бельгии, которая примет эстафету от нынешнего председателя Швеции. Внимание Евросоюза к российскому направлению наиболее четко обозначилось во второй половине прошлого года, когда ЕС возглавляла Франция. Еще больший импульс отношения приобрели благодаря усилиям Швеции, непосредственно заинтересованной в поддержании хороших связей с Россией по ряду объективных причин - прежде всего из-за территориальной близости (отсюда и усилия по решению проблемы ядерных отходов на территории России, экологических проблем). К трем "е" (английским), которые Швеция обозначила как приоритеты своего председательства, - "расширение" (enlargement), "окружающая среда" (environment) и "занятость" (employment), - можно прибавить еще и Россию. Будет ли столь велик интерес Бельгии (тем более в связи с ее недавним демаршем по запрету выдачи виз российским гражданам), остается под вопросом. Очевидно, что именно во время председательства Швеции у России были наилучшие шансы укрепить отношения с Евросоюзом.
Главная особенность сегодняшних переговоров (и это подтверждают как шведская, так и российская стороны) в том, что только сейчас начался "разговор по существу". Есть конкретные предложения и конкретные вопросы, которые надо решать.
Проблемным вопросом в российско-европейских отношениях является подготовка Соглашения по ядерно-экономической программе. На саммите в Москве соглашение так и не будет подписано, хотя о том, что именно к 17 мая все вопросы будут урегулированы, неоднократно заявляли обе стороны. Остаются несогласованными два положения - о налогообложении и принципиально важное для России - о гражданской ответственности за ядерный ущерб (ЕС предлагает включить в соглашение пункт о возложении на Россию всей материальной ответственности за ущерб при инциденте с ядерными материалами). Объективно на то, чтобы согласовать все принципиальные вопросы еще до конца председательства Швеции, о чем заявляет Москва, остается мало времени. В Москве будет обсуждаться и принципиально важный для ЕС Киотский протокол о вредных выбросах в атмосферу, о выходе из которого заявили США.
В области защиты окружающей среды ЕС приходится сталкиваться с серьезными трудностями, причина которых опять-таки прежде всего в ближайшем соседе - России. Уже сейчас выделяются значительные суммы на строительство водоочистительных сооружений в Санкт-Петербурге и Калининграде. Только Швецией на строительство очистных сооружений в Калининградской области будет предоставлено 120 млн. крон. На создание новой системы водоочистки в Санкт-Петербурге ЕС готов выделить 120 млн. евро. Однако будут ли эти деньги реально выделены, зависит от Европейского банка реконструкции и развития, Национального инвестиционного банка, Европейского инвестиционного банка.
В торгово-экономическом сотрудничестве главная проблема - прекращение дискриминационной практики антидемпинговых расследований Европейской комиссии в отношении российских экспортеров (в частности, речь идет о стали и товарах ядерного цикла). Наиболее острые противоречия на сегодняшних переговорах, по мнению заместителя руководителя администрации президента Сергея Приходько, могут возникнуть именно по конкретным экономическим вопросам. Россия поставит вопрос об операциях Европейского инвестиционного банка, о поддержке ЕС присоединения России к ВТО (в течение последних трех месяцев переговоры по вступлению в ВТО тормозятся).
Важнейшая на сегодняшний день проблематика для ЕС - создание единой европейской политики в области безопасности и обороны. К 2003 году Евросоюз намерен завершить формирование 60-тысячного контингента сил быстрого реагирования, в котором будут участвовать только европейские страны. Однако даже среди стран-членов по этому вопросу нет полного взаимопонимания, кроме того, необходимо достичь согласия по этому вопросу с США и НАТО. Одно из последствий этого - торможение реализации принятой на предыдущем саммите в Париже в октябре прошлого года Декларации о расширении диалога Россия-ЕС в области евробезопасности. Будут обсуждаться и глобальные вопросы стратегической стабильности, в том числе СНВ и ПРО, режим нераспространения и сокращения ОМУ.