СОСТОЯВШИЙСЯ в конце минувшей недели рабочий визит министра иностранных дел России Игоря Иванова в Финляндию заслуживает по ряду причин послесловия. Думается, всем понятно, как жизненно необходимы для России, а в равной степени и для Суоми взаимные отношения добрососедства, доверия, партнерства. Пусть они стали традиционными, но достались-то, о чем не следует забывать, дорогой ценой сложных, с войнами, уроков истории и упорного труда правительств и народов двух стран в течение всей второй половины XX века.
Стабильный характер российско-финляндских отношений, их высокий уровень и обоюдное стремление к их дальнейшему всестороннему развитию нашли подтверждение в Хельсинки и в беседе российского гостя с президентом Тарья Халонен, и в углубленных переговорах с министром иностранных дел Эркки Туомиоя, да и в предшествовавших им встречах "в низах" - провинциальной глубинке города Йоэнсуу с непосредственными финскими участниками сотрудничества наших сопредельных территорий. Недаром основная часть переговорного времени была уделена именно двусторонней материи. Речь прежде всего шла о подготовке двух визитов, значимость которых очевидна: сначала председателя правительства РФ, а осенью - президента России. Принято решение об автоматическом продлении еще на пятилетие такого базового документа, как Договор 1992 года об основах отношений между нашими странами. Стороны согласились укрепить вскоре имеющийся договорно-правовой каркас рядом дополнительных соглашений, которые пойдут на пользу делам в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Содержание визита этим не ограничивается, но уже приведенное краткое перечисление свидетельствует о солидной результативности проделанной дипломатической работы.
В ходе визита с различных сторон затрагивался и рассматривался непростой комплекс вопросов, связанных, с одной стороны, с членством Финляндии в ЕС, которому идет уже шестой год, а с другой - общим полем развивающихся отношений между Россией и этим мощным европейским объединением. По убеждению Эркки Туомиоя, "особые отношения" между нашими странами сохраняются. Российская сторона в целом согласна с этим. Через ЕС Хельсинки может продвигать важные инициативы, интересующие и Россию. Туомиоя сослался, в частности, на одобренную в ЕС финскую идею "Северного измерения", конкретизация которой в проекты с их последующей реализацией может помочь социально-экономическому развитию соответствующего региона, в который входят и субъекты РФ.
Один из них - Республика Карелия, где проходит наиболее протяженная часть линии российской границы с Финляндией и тем самым с Евросоюзом. Имея уже немалый опыт приграничного сотрудничества, Петрозаводск активно развивает его. Для республики это один из важных инструментов решения социальных и экономических проблем. Зарубежные заказы обеспечивают в республике работой около 40 тысяч человек; объем ее экспорта составляет в год около 600 тысяч долларов, что соответствует 57-60% объема от ее промышленной продукции. У Карелии есть своя программа приграничного сотрудничества, разработанная с учетом соответствующих российско-финляндских двусторонних программ и, что не менее важно, в рамках внешнеполитической концепции российского государства.
Среди 77 еврорегионов, насчитывающихся сейчас на нашем континенте, с весны прошлого года существует и еврорегион "Карелия". Он охватывает эту республику и три близлежащие провинции Финляндии, прежде всего Северную Карелию с центром в Йоэнсуу. В приграничном сотрудничестве далеко не все гладко. Немалые трудности комплексного развития региона проистекают из проблемы серьезного разрыва в уровнях жизни, образовании, здравоохранении, бизнес-культуре по обе стороны границы. Например, по ВВП на душу населения наша часть еврорегиона "Карелия" отстает от финской как минимум в 6 раз, а дорог с твердым покрытием у нас меньше раз в 6-7. Кроме того, на российской стороне сказывается недоработка в сфере административных и правовых норм. Но так не бывает, чтобы все проблемы упирались в одного партнера. Финский бизнес пока очень сдержан, не прочь использовать соседний российский регион преимущественно в качестве сырьевой базы. 8% от общего объема иностранных инвестиций в Республике Карелия - просто смехотворная доля для финских соседей.
Местная инициатива, конечно, призвана служить мотором прямого приграничного сотрудничества, реализации конкретных проектов. Но без центров политики, двусторонней дипломатии тут тоже не обойтись. Главы дипломатических ведомств России и Финляндии волей-неволей должны заниматься и такими вопросами, как регулирование визового режима, открытие новых и обустройство имеющихся пограничных переходов, развитие транспортной инфраструктуры, туризм и т.д.
Со стороны непросто себе представить, насколько сложна работа по дальнейшему развитию российско-финляндского сотрудничества. Она требует взаимоувязки массы компонентов, весьма различных по политической, экономической, культурной приоритетности, значимости и весомости. А с членством нашего партнера в ЕС многие дела и планы двустороннего характера приходится "встраивать" в рамки опять-таки развивающихся отношений Россия-ЕС. Как сказал глава российского внешнеполитического ведомства Иванов своему коллеге Туомиоя: "Мы заинтересованы в том, чтобы Финляндия была одним из наших ведущих партнеров по расширению сотрудничества между Россией и Евросоюзом".
Естественно, что политико-дипломатический диалог между нашими странами охватывает и проблемы, занимающие большую европейскую и международную политику. Не играя в их решении самодовлеющей роли, Хельсинки пристально следит за этой проблематикой, будь то Балканы или вопросы стратегической стабильности. В раскованной атмосфере университетского городка Йоэнсуу у корреспондента "НГ" была возможность побеседовать об этом с министром иностранных дел Эркки Туомиоя, человеком открытым и, как говорят, готовым к неординарным решениям. Мы, конечно озабочены возможными последствиями американского плана ПРО для стратегической стабильности, сказал он, но все-таки надеемся, что России и Америке удастся найти приемлемое решение по этому трудному вопросу. Судя по услышанному, финны пока не составили себе полного представления о характере политики американской администрации и как настойчивые поборники чистого воздуха Земли весьма озабочены также нежеланием Вашингтона выполнять условия протокола Киото.
Хельсинки-Москва