Вторая половина мая и начало июня могут стать если не переломным, то весьма важным этапом в развитии новых российско-американских отношений. Во-первых, именно в это время, а вернее - 18 мая, состоится встреча глав внешнеполитических ведомств России и США Игоря Иванова и Колина Пауэлла. Во-вторых, в этот отрезок времени должно завершиться формирование государственного аппарата США, в том числе и госдепартамента: пройдут утверждение на Капитолийском холме чиновники среднего и высшего звена, которые, собственно, и разрабатывают стратегию отношений Соединенных Штатов с другими странами, включая Россию, чтобы затем представлять свои предложения госсекретарю и президенту. В-третьих, на этот период намечен целый ряд программных выступлений Джорджа Буша, ключевым из которых станет объявление новой военной доктрины 25 мая. В-четвертых, существует опасность нового обострения в двусторонних отношениях, связанная с тем, что в конгрессе США рядом сенаторов и конгрессменов готовится резолюция о необходимости исключения России из "Группы восьми". И наконец, в-пятых, не исключено, что именно в это время (вероятно, в середине июня) состоится первая личная встреча президентов Владимира Путина и Джорджа Буша.
Российско-американский саммит - событие, которого ждут не только в России и США, но и в большинстве других стран мира. Особый интерес мирового сообщества объясняется тем, что сейчас в руках Москвы и Вашингтона находится судьба будущей системы международной безопасности, ключевым элементом которой является стратегическая стабильность: вопросы противоракетной обороны, контроля над вооружениями и сокращения ядерных арсеналов. Дата встречи Путина и Буша еще точно не определена. Как еще точно не определено, встретятся ли они вообще до июльского форума "восьмерки" в Генуе. На этом форуме их отдельная личная беседа планируется, однако контакт до генуэзского саммита стал бы хорошим симптомом и импульсом для позитивного развития диалога. Что же касается шансов встречи до саммита в Генуе, то она может состояться в одной из европейских столиц в середине июня.
Именно на это время - примерно с 11 по 16 июня - намечено первое европейское турне Буша, в ходе которого он планирует посетить Брюссель, Мадрид, Стокгольм и Варшаву (впрочем, это не окончательный вариант). Правда, с 14 по 15 июня (опять же плюс-минус день) Владимир Путин должен отправиться в Китай на саммит "Шанхайского форума". Так что временные рамки возможной встречи достаточно узки.
Легче всего, казалось бы, если Путин прилетит в один из ближайших к России пунктов турне Буша - Стокгольм или Варшаву. Кстати, у российского президента есть приглашение посетить Польшу от Александера Квасьневского. Однако пока такого визита в путинском графике зарубежных поездок на первую половину года не значится. Тем более что посещать Польшу было бы логичнее в "пакете" с другими восточноевропейскими странами - например, Чехией и Словакией, куда российского президента тоже уже пригласили. Впрочем, это не отменяет возможности отдельной поездки в Варшаву. В этом случае удалось бы избежать впечатления, что российский президент специально подлетел, чтобы пообщаться с американским.
Другим вариантом, который также исключал бы разговоры о том, кто к кому пришел в гости, могла бы стать встреча в европейском городе, куда и Путину, и Бушу пришлось бы ехать специально, исключительно для того, чтобы пообщаться друг с другом. Таким местом мог бы стать Хельсинки, что было бы, кстати, весьма символично, поскольку столица Финляндии не раз принимала встречи руководителей государств из Москвы и Вашингтона - и в советские времена, и в годы после холодной войны. Кроме того, обоим лидерам пришлось бы тогда проделать примерно одинаковый путь: одному из Москвы (хотя по сути - из Шанхая), другому из Стокгольма (хотя по сути - из Вашингтона).
Примечательно, что в последние недели в заочном диалоге двух лидеров - Путина и Буша - заметны позитивные тенденции. Президент Буш, выступая по проблемам ПРО, отметил важность диалога с Россией, а также заявил, что Россия не является врагом Соединенных Штатов, поставив таким образом точку в дискуссии, начатой заявлениями директора ЦРУ Джорджа Тенета, шефа Пентагона Дональда Рамсфелда и советника по национальной безопасности Кондолизы Райс о российской угрозе интересам американской безопасности. Владимир Путин, в свою очередь, позитивно отреагировал на эти слова Джорджа Буша, выразив надежду на то, что российско-американский диалог будет конструктивен.
Пожалуй, со времен первой встречи в Женеве Михаила Горбачева и Рональда Рейгана сам факт переговоров первых лиц из Москвы и Вашингтона не имел такого огромного значения, как сейчас. Возможно, это не совсем нормально, но, к сожалению, серьезный спад диалога - факт, от которого не спрятаться. Причем если президенты в последнее время обмениваются любезностями, то в конгрессе США царят прямо противоположные настроения: пример тому упоминавшаяся уже подготовка резолюции (имеющей, впрочем, больше символическое, нежели юридическое значение для сути вопроса) о необходимости исключения РФ из "восьмерки".
Тем не менее решать задачу выхода на более доверительный и доброжелательный уровень отношений необходимо. Контакт, который предстоит Иванову с Пауэллом в Вашингтоне, в этом плане будет тоже очень важен. На эту встречу возлагаются определенные надежды, объясняемые прежде всего психологическими причинами: оптимизмом, который внушают их две предыдущие встречи - февральская в Каире и апрельская в Париже. На фоне обострения на других направлениях диалог руководителей внешнеполитических ведомств явно выделяется в лучшую сторону: есть хоть и не прорывы по важнейшим вопросам, но по крайней мере позитивное движение навстречу друг другу по ряду проблем, таким, как региональные конфликты, сокращение вооружений, борьба с терроризмом.
Однако для лучшего обеспечения позитивного развития отношений РФ-США необходимо понимание интересов и устремлений друг друга не только на высшем уровне, но и среди политической элиты - людей, влияющих на формирование общественного мнения и политики государства: парламентариев, экспертов, журналистов, предпринимателей. В Соединенных Штатах в этой среде опасения относительно России - после серии "страшилок" от Тенета, Рамсфелда, Райс, да и самого Буша (в ходе предвыборной кампании и в самом начале президентского срока) - явно не ослабли. Кроме того, их пугают постоянные сообщения о наступлении на свободу слова и права человека в России.
"НГ" уже сообщала (см. # 79 от 04.05.2001), что в одном из американских влиятельных журналов готовится к публикации статья Игоря Иванова о российской внешней политике, ее устремлениях и интересах. Сегодня "НГ" стали известны некоторые подробности готовящейся публикации. Тема статьи - "Новизна и преемственность в российской внешней политике". Министр, похоже, намерен успокоить тех, кто, замечая усиление позиций РФ и ее активизацию на международной арене, опасается возврата России в советские времена. Кроме того, Иванов опровергает утверждения, широко распространенные на Западе, о том, что у Москвы нет четкой внешней политики, и о том, что Россия находится в поиске ориентиров и потому воспринимать ее серьезно не стоит. "Процесс формирования современной российской внешнеполитической доктрины в целом завершен", - констатирует министр, обосновывая такой вывод тем, что впервые с момента выхода новой России на международную арену в 1991 году российская дипломатия имеет четкую стратегию своей деятельности, отраженную в новой Концепции внешней политики. "Внешняя политика новой России не могла быть ни возвращением к дореволюционной модели начала XX века, ни тем более механическим продолжением советской внешней политики, - разъясняет Иванов американской аудитории. - РФ решительно порвала с идеологическим наследием Советского Союза, хотя и провозгласила себя (с юридической точки зрения) государством - продолжателем СССР. Руководству России пришлось во многом заново сформулировать и привести в систему свои взгляды на ключевые внешнеполитические задачи страны и ее положение в мире". Однако политика государства не может строиться с чистого листа, она в любом случае должна быть преемственна, а потому, утверждает министр, "формирование современной российской дипломатической службы объективно пошло по пути сложного синтеза советского наследия, возрождаемых дипломатических традиций старой России и принципиально новых подходов, диктуемых кардинальными демократическими изменениями в стране и на мировой арене". И как результат осмысления исторического опыта внешней политики Иванов называет "выбор в пользу национальных интересов", которые определяются как "создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики, укрепления государственности и повышения жизненного уровня граждан страны".
В статье опровергаются представления, что будто приверженность демократическим ценностям должна означать отказ от проведения Россией самостоятельной внешней политики, которая чуть ли не автоматически ведет либо к конфронтации с Западом, либо к самоизоляции: "Опыт российской дипломатии последних лет свидетельствует о постепенном формировании стиля взаимоотношений, сочетающего твердую защиту национальных интересов со столь же последовательными поисками взаимоприемлемых решений на путях диалога и сотрудничества с Западом".
Позитивные результаты этого визита - если таковые будут достигнуты, - станут хорошим фоном для восприятия американской аудиторией обращения российского министра иностранных дел и понимания ею истинных намерений Москвы на международной арене. Если так и произойдет, то это может заметно облегчить возможность российско-американского диалога, который в скором времени вновь должен вернуться на высший политический уровень - будет ли это в июле в Генуе или несколько раньше.