0
944
Газета В мире Интернет-версия

05.05.2001 00:00:00

Ссора Москвы и Дели не состоялась

Тэги: россия, индия, визит, сотрудничество


МОЖЕТ показаться, что прибывший накануне в Дели и начавший вчера в индийской столице серию переговоров Игорь Иванов оказался в эпицентре международной сенсации, причем весьма неприятной для российских интересов. Но уже к середине вчерашнего дня стало очевидным, что оплакивать надо не российско-индийское партнерство, а тех, кто переносит реалии и рефлексы вчерашнего дня на сегодняшнюю дипломатическую арену.

Поводом стала реакция МИД Индии на первомайское выступление Джорджа Буша по поводу развертывания новой системы ПРО. В среду индийское внешнеполитическое ведомство приветствовало инициативу Буша - по крайней мере ту ее часть, где говорится о возможности сокращения ядерных арсеналов. Это произошло после звонка советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс в индийский МИД.

Как отмечает газета "Таймс оф Индиа", еще прошлым летом министр иностранных дел Джасвант Сингх в интервью "Независимой газете" четко сказал, что планы США по развертыванию ее систем НПРО угрожают перспективам ядерного разоружения и ослабляют режим нераспространения. В неожиданном отходе от прежних позиций Дели уличают почти все оппозиционные газеты, а также оппозиционная партия Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. Все выискивают в словах находящегося здесь Игоря Иванова намеки на недовольство Индией со стороны государства, с которым та после октябрьского визита в Дели Владимира Путина подписала декларацию о стратегическом партнерстве. Еще большее беспокойство здесь высказывают по поводу возможности осложнений отношений Индии с Китаем, которые неизбежны после инициативы Буша, так же как после неожиданного проамериканского "отклика" на нее Дели.

Китай, сказал "НГ" источник в индийском МИДе, обладает 20 межконтинентальными ракетами, способными нанести удар по США. Американская национальная ПРО сведет эту способность почти на нет. Неизбежен ответ КНР в виде увеличения ядерных арсеналов и средств доставки, при этом Китаю для испытаний новых систем и модернизации существующих придется выйти из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Но Индия ближе к Китаю, чем США, и все еще находится в напряженных отношениях с КНР из-за поддержки последней Пакистана. Так что планы Буша весьма конкретно угрожают стабильности Индии. Реакция же на них Дели, как отмечает упомянутая "Таймс оф Индиа", лишает страну одного из важнейших завоеваний нынешнего правительства - "стратегической автономии" в международной политике.

Складывается впечатление, что Москва не знала заранее о заявлении индийского МИДа. Но если даже и так, то РФ и Индия отреагировали на выступление Буша на удивление похоже. Отвечая на вопрос "НГ", Игорь Иванов напомнил об официальном заявлении МИДа по этому поводу и еще раз отметил позитивную реакцию Москвы на то, что США не пошли на одностороннее решение, а готовы провести консультации с Россией, Китаем, Индией; Буш, напомнил министр, будет принимать решения "с учетом мнения этих государств". "Мы считаем, - сказал Иванов, - и здесь, в Дели, видим тому подтверждение, что противоракетная оборона - это дело не только Москвы и Вашингтона, но и предмет широкого обсуждения международным сообществом, и то, что Вашингтон к этому факту прислушался, - хороший знак". Делать окончательные выводы в этом вопросе преждевременно. На следующей неделе в Москве будут эксперты из Вашингтона, а 18 мая Иванов отправляется в американскую столицу сам. "Тогда у нас сложится более полное представление о позиции друг друга", - заключил министр, добавив, что ни о какой коррекции отношений Москвы с Индией речи быть не может.

Речь тем не менее можно вести о примитивном понимании отношений Москвы с Индией или Китаем, чьи главные торговые партнеры - те же США. Стремление Индии сблизиться с Вашингтоном ради активизации торговых отношений в последний год очевидно, и некоторые уступки или хотя бы смягчение тона Дели здесь следует ожидать и в дальнейшем. Отметим, что на днях сюда прибудет для переговоров, в том числе по вопросам ПРО, замгоссекретаря Ричард Эрмитэдж. А за ним в мае ожидают председателя объединенного комитета начальников штабов США генерала Генри Шелтона. У России - да ни у кого в мире - нет и не будет таких союзников или партнеров, которые ради сотрудничества с Москвой отказались бы от экономических или прочих выгод сотрудничества с США.

Кстати, именно экономическая составляющая должна была стать основной в ходе нынешнего визита Иванова в Дели. Вчера состоялась встреча российского министра с министром финансов Индии Яштвантом Синхой. По словам Игоря Иванова, сейчас обсуждается несколько новых крупных проектов исходя из того, что двухстороннему экономическому сотрудничеству необходимы такие проекты, которые несли бы определенную символику. Активно обсуждался вчера на встречах с премьером Аталом Бихари Ваджпай и вопрос об Афганистане, и в целом борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом в мировом масштабе.

Возвращаясь к вопросу о стратегической стабильности, картина откликов ведущих мировых держав на первомайское выступление Джорджа Буша по ПРО получается парадоксальная. Наиболее открытые опасения пока что прозвучали со стороны некоторых европейских союзников США и Китая; а Россия и Индия, наоборот, отозвались наиболее позитивно.

Впрочем, это, повторим, лишь первая реакция, и впечатление о перекройке мировой политической карты хотя и возникает, но доверять ему вряд ли стоит. Фактом пока что можно считать лишь то, что рефлективный антиамериканизм Москвы или Дели - дело прошлое. В обеих столицах руководство склонно к более гибкой реакции и к минимальной конфронтации с США или с кем-либо еще без крайней необходимости. Никто не оспаривает факта, что стратегическая инициатива Буша невыгодна России и Индии (как и Китаю, Западной Европе и т.д.) И все же в ближайшее время следует ожидать долгого процесса консультаций между многими столицами, а не парада односторонних выпадов в сторону Вашингтона.

Это и происходило вчера в Дели, где Игорь Иванов встречался практически со всеми стратегическими фигурами индийского правительства. Кроме упомянутых премьер-министра, министра финансов, а также министра иностранных дел здесь нужно упомянуть советника по национальной безопасности Браджеша Мишру. Встречи закончились вчера поздно вечером и будут продолжены сегодня, в день вылета Иванова в Москву.

***

Главная тема встреч российского министра в Дели - подготовка предстоящей российско-индийской встречи в верхах осенью этого года в Москве. Она пройдет в соответствии с положением Декларации о стратегическом партнерстве 2000 года, предусматривающим ежегодные встречи на высшем уровне. Осенью в Москву прибудет премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи.

Игорь Иванов и его индийский коллега Джосвант Сингх обсуждают вопросы реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита в Индию президента РФ Владимира Путина в октябре 2000 года. Министр иностранных дел России передал премьер-министру Индии послание президента РФ, в котором содержится оценка нынешнего уровня российско-индийских отношений и конкретные предложения по их развитию.

Развитие сотрудничества с Индией, безусловно, относится к числу приоритетных направлений нашей внешней политики, сказал в беседе с корреспондентом "НГ" высокопоставленный сотрудник российского МИДа. Это отвечает долгосрочным целям российской политики, тем более что обе страны выступают за становление многополюсного мироустройства и за формирование в Азии сбалансированной системы межгосударственных связей, в которой Россия и Индия как крупные державы играли бы достойную роль.

Что касается сферы торгово-экономического сотрудничества между Россией и Индией, сказал дипломат, то следует выделить успешную работу Межправительственной российско-индийской комиссии (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, седьмое заседание которой состоялось в январе текущего года. Обозначились тенденции к наращиванию товарооборота, расширению инвестиций, диверсификации торгово-экономических связей, начата реализация ряда крупных проектов: подписано соглашение об участии индийской нефтегазовой компании ONGC в разработке нефтяного месторождения "Сахалин-1". Проект станет крупнейшим капиталовложением Индии за рубежом (доля ONGC составит 1,7 млрд. долларов). "Газпром" в настоящее время разрабатывает проект добычи газа на шельфе Бенгальского залива. Реальные очертания приобретает работа по созданию транспортного коридора Север-Юг по линии Россия-Иран-Индия; расширяется сотрудничество в области гражданской авиации на основе подписанного в феврале текущего года Соглашения о повышении безопасности полетов.

Важным моментом является взаимодействие в области высоких технологий, ставшее возможным в связи с реализацией ряда двусторонних документов, подписанных в ходе российско-индийской встречи на высшем уровне в октябре 2000 года. Среди них важнейшее место занимает новая Комплексная долгосрочная программа научно-технического сотрудничества (КДП НТС) до 2010 года, которая нацелена на развитие передовых направлений и масштабных проектов в науке и технике, в том числе и в области информационных и коммуникационных технологий, космоса, энергетики, биотехнологий, медицины. В рамках КДП НТС проводятся совместные исследования почти по 150 проектам в 17 отраслях. Развивается сотрудничество в области информационных технологий. Открытый в июле 2000 года в рамках Программы кооперации в области перспективных компьютерных исследований Российско-индийский центр компьютерных исследований использует индийские суперкомпьютеры, в том числе сверхмощную высокопроизводительную вычислительную систему "ПАРАМ-10000".

Важная составляющая стратегического партнерства - военно-техническое сотрудничество, которое осуществляется уже более 40 лет. ВТС включает не только продажу оружия и военной техники, но также совместные проекты и разработки, в том числе налаживание производства в Индии отдельных видов вооружения по российским лицензиям. Большое удовлетворение вызывает подписание крупных взаимовыгодных контрактов по самолетам Су-30МКИ и танкам Т-90С. В ближайшее время состоится первое заседание российско-индийской Межправительственной комиссии по ВТС, созданной в соответствии с соглашением, подписанным в ходе визита российского президента в Индию в прошлом году.

Россия также развивает сотрудничество с Индией и в области использования атомной энергии в мирных целях при строгом соблюдении своих международных обязательств, в том числе принятых нами как участниками Группы ядерных поставщиков, и под всеобъемлющем контролем МАГАТЭ.

Исходя из складывающейся ситуации в мире и наших интересов, отметил сотрудник МИДа, Россия испытывает серьезную тревогу и озабоченность в связи с активизацией сил международного терроризма и религиозного экстремизма в Южной и Средней Азии, а также на Кавказе. У России и Индии есть общее понимание проблемы терроризма и готовность совместно и решительно реагировать на вызовы, подрывающие основы безопасности региона и всего мирового сообщества. Успешно действует созданная в ходе прошлогоднего визита российского президента в Индию совместная Рабочая группа по противодействию терроризму и наркоугрозе, исходящем из Афганистана. Россия намерена тесно сотрудничать с Индией в области противодействия международному терроризму как в многостороннем, так и в двустороннем формате, что должно интенсивно развиваться в рамках международных организаций, прежде всего ООН. Этому в немалой степени способствует тот факт, что Индия, пользуясь большим авторитетом на международной арене, по праву претендует на место постоянного члена Совета Безопасности ООН.

В современных условиях заметно возрастает ответственность России, Индии и Китая за поддержание безопасности и стабильности в мире. У России сложилось впечатление, что объективно существует возможность осуществления определенной координации усилий трех государств в важнейших внешнеполитических вопросах. А голос трех стран весьма весом в мире, особенно если они высказываются в одном ключе.

Между прочим - об этом почему-то мало сообщается - в последнее время Индия и Китай начинают переходить к более конструктивной линии в двусторонних отношениях. Предсказуемое и устойчивое развитие отношений между Дели и Пекином - важный стабилизирующий фактор как для Азии, так и для мира в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1635
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1554
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1317
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1498

Другие новости