СЕМНАДЦАТИМИНУТНАЯ речь президента США Джорджа Буша по теме противоракетной обороны в Национальном университете обороны в Форт-Макнэйр мало что прояснила в планах новой администрации. Это было очередное напоминание миру - главным образом Китаю и России - об уверенности в собственной силе. Смысл выступления не в его содержании (новые моменты там найти сложно), а в самом факте выступления президента Соединенных Штатов Джорджа Уокера Буша-младшего.
Собственно, еще накануне было ясно, что ни конкретных сроков развертывания системы НПРО, ни технических деталей президент не сообщит. Равно как и не скажет о том, что США выходят из Договора по ПРО и начинают строительство национальной системы противоракетной обороны. Это может случиться позже, возможно, даже осенью - по наихудшему сценарию. Но сейчас ничего этого не произошло.
Однако выступление это возымело большой пропагандистский эффект. Вероятно, оно и готовилось как пиар-акция. "Еще предстоит сделать немало для того, чтобы определить наш окончательный план", - эта фраза из выступления Буша как нельзя лучше отражает не только состояние вопроса о НПРО в самой администрации, но и общий ее подход ко многим внешнеполитическим вопросам. Надо что-то делать, а что конкретно - это не важно, главное, что это в интересах Америки.
"Америке угрожают!" - этот лозунг-предупреждение, который Буш использовал еще в ходе предвыборной кампании, зазвучал практически сразу после его вступления в должность. Первые крупные выступления самого Буша, а также министра обороны Дональда Рамсфелда, директора ЦРУ Джорджа Тенета, советника по национальной безопасности Кондолизы Райс были посвящены угрозам, которые, оказывается, исходят почти отовсюду.
Этот постулат и лег в основу первомайской речи Буша, в чем можно было и не сомневаться. Впрочем, есть некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, новость состоит в том, что американцы несколько изменили тон своих заявлений по НПРО, а вовсе не в том, что они собираются начать строительство системы. Смена тона, как ни странно, менее всего заметна в словах, но более - в планах. Так, Буш заявил о начале крупномасштабных консультаций - с союзниками по НАТО (Европа и Канада), с союзниками в Азии, с Россией. "И это будут настоящие консультации, а не просто информирование об уже принятых решениях", - отметил Буш.
Это действительно новый элемент в американской позиции. Ранее (после смены администрации в Белом доме) США постоянно указывали на то, что вопрос о развертывании НПРО практически решен.
В Москве небезосновательно более всего опасались отказа американцев от диалога по этому вопросу. Буш самые худшие опасения на этот счет развеял, однако этого явно недостаточно. Впрочем, начало прямого конкретного диалога - уже хорошо. И это в Москве отметили.
В какой-то степени все это напоминает историю с российскими инициативами по созданию нестратегической европейской системы ПРО. Тогда американцы из наших предложений сделали некорректный, но очень удобный для себя вывод - Россия признает наличие угроз, о которых говорит Вашингтон, оправдывая строительство НПРО. Признаний же таких в российских инициативах не было, американцам просто было удобно их интерпретировать именно так. Теперь уже Москва устами министра иностранных дел Игоря Иванова демонстративно наивно указывает на то, "что Вашингтон намерен самым внимательным образом консультироваться и учитывать интересы других стран, в том числе России". Это так, но это не есть центральная идея речи Буша. Однако слово сказано - и вести консультации, причем так, как им же и обещано, избегая односторонних шагов, президенту США придется (если он, конечно, окончательно не разочаровался во всей международно-правовой системе, основывающейся в том числе на известном с древнеримских времен базовом принципе - "договоры должны соблюдаться").
Буш уже понял, что одного напора и демонстрации силы в международной политике явно недостаточно, а потому его поведение несколько изменилось, хотя генеральная линия на американский гегемонизм в мире сохраняется, и мало кто питает иллюзии относительно исчезновения или изменения этой линии. Вопрос в том, как извлечь выгоду из, казалось бы, безвыходной ситуации. Для России в первую очередь - это диалог. Пока ей удается настроить на него США. Недаром накануне выступления в Форт-Макнэйр Джордж Буш позвонил Владимиру Путину. Президенты, как сообщается, говорили о проблемах стратегической стабильности. Разговор был короткий - но важен опять-таки не только его смысл, а сам факт звонка Путину до выступления по ПРО.
Кстати, стратегическая стабильность не заканчивается вопросами ПРО, хотя Договор 1972 года - ее основа. Важны и вопросы сокращения ядерных вооружений. И здесь у сторон подходы во многом совпадают. Буш вновь подчеркнул свое стремление к сокращению арсеналов атомного оружия. Реагируя на эти слова (сказанные, кстати, опять же не впервые), Игорь Иванов заявил: "Россия готова к таким консультациям. Нам есть что сказать. Президент России Владимир Путин выдвинул комплексную программу по вопросам СНВ-ПРО. Эта программа включает в себя, в частности, готовность России пойти на существенное сокращение стратегических наступательных вооружений вплоть до 1500 ядерных боезарядов для каждой из сторон, а возможно, и ниже. Как мы понимаем, это предложение созвучно подходам и нынешней американской администрации. Наши предложения включают в себя также и комплекс мер по укреплению режима нераспространения ракет и ракетных технологий".
Ровно через две недели Иванов лично будет обсуждать все эти проблемы в Вашингтоне с госсекретарем США Колином Пауэллом, и не исключено, что стороны смогут договориться о скорой встрече Путина и Буша еще до июльского саммита "восьмерки" в Генуе (возможно, это произойдет - если произойдет вообще - на нейтральной территории, во время европейского турне американского президента в середине июня). Кстати, как стало известно "НГ", Игорь Иванов готовит статью для одного из ведущих политических журналов США. По нашим сведениям, она будет опубликована вскоре после его встречи с Колином Пауэллом. Вполне вероятно, что в ней будут содержаться не только позиции России по ключевым аспектам российско-американских отношений, но и некие новые моменты, отражающие последние изменения в характере диалога Москвы и Вашингтона.
В общем, в определенной мере - если отбросить пропагандистский запал - выступление Буша можно оценить как небольшое, но все же движение навстречу Москве. С одной стороны, из негативных моментов ничего нового сказано не было (хотя весь набор угроз повторен, да к тому же вбросить новый раздражитель США могут в любой момент), с другой - четко заявлено намерение вести настоящий диалог по вопросам стратегической стабильности. Как будут развиваться российско-американские отношения, в большей степени зависит от Вашингтона, даже сейчас, после речи Буша. Белый дом, похоже, начинает понимать, что одной агрессивностью на международной арене добиться успехов нельзя. На любое решение всегда есть контрмеры, это касается и возможного выхода из Договора по ПРО, о чем не раз говорили российские политики самого высокого ранга. Внешняя политика Буша все еще в стадии формирования, но приобретает все более четкие очертания. Это в Москве отмечают. Можно заметить, что и Вашингтон понимает, что с Москвой можно говорить лишь как с равным партнером - иные формы диалога неприемлемы. Что может сказать принципиально нового Буш Путину - из его речи не ясно. Ясно другое - президент США осознает, что говорить с Россией с позиции диктата - не лучший способ для решения своих проблем.
***
ОЖИДАЛОСЬ, что первые серьезные возражения в конгрессе в связи с планами по НПРО будут вызваны заложенными в бюджет военными расходами: рост на 4% непосредственно по линии военных расходов, при том что одновременно намечено увеличение расходов на социальное обеспечение ветеранов (на 4%), на научно-технические и космические исследования (на 1%), а также по линии госдепа (на 5%). Со стороны демократов раздались возмущенные голоса, среди которых наиболее резко прозвучал голос лидера демократического меньшинства в сенате Тома Дэшла. Что же касается "непомерно больших расходов" на создание системы, эффективность которой еще только предстоит доказать, то ответ таков: спасение даже одного-единственного американского города - не достаточно ли для оценки системы как эффективной?
Вторым направлением принципиальных возражений в отношении ПРО, как и ожидалось, явились указания на несовершенство ее технической базы. Отвечающий на них министр обороны Дональд Рамсфелд напомнил, что новое никогда не срабатывает на все 100%, серия ошибок заложена в любые испытания, но это еще никогда не становилось препятствием для научно-технического прогресса. Главное - это абсолютная уверенность военно-технических специалистов в жизнеспособности самой идеи и верности принципов ее претворения в жизнь. Вовремя подоспели и новые данные, подготовленные Пентагоном. В соответствии с ними "ограниченная ПРО" может быть развернута уже к 2004 году, то есть до истечения президентского срока Джорджа Буша. По утверждению военных, существующие технологии позволяют США поставить на боевое дежурство до 5 ракет-перехватчиков ПРО, а также построить усовершенствованный радар ПРО на Аляске. Одновременно предусматривается создание ограниченной ПРО морского базирования - 50 ракет-перехватчиков SM-3, размещенных на двух ракетных крейсерах, оборудованных противоракетными комплексами "Иджис". Для обеспечения возможности перемещения таких крейсеров в любые горячие точки планируется установка мощного радара на борту специального судна. Однако наиболее перспективной системой ПРО считается намеченный к созданию многомегаваттный боевой лазер с кислородно-йодной начинкой, который предполагается установить на модифицированном варианте "Боинга-747".
Третий блок возражений связан с направлением борьбы против международного терроризма. В эти дни то и дело слышишь о том, что террористы для своей разрушительной деятельности не нуждаются в межконтинентальных ракетах, скорее уж они воспользуются судном или наземным транспортом для доставки любого количества взрывчатого или отравляющего вещества, необходимого для очередного (равно как и для беспрецедентного, сверхразрушительного) теракта. Рамсфелд абсолютно согласен с этим утверждением, но полагает, что существование одного рода опасности (и задачи ее предотвращения, чему как раз и был посвящен подоспевший вовремя доклад по проблемам международного терроризма, подготовленный госдепартаментом) ни в коей мере не означает права забывать о существовании других. Министр обороны в связи с этим указал на изменение обстановки в мире после окончания холодной войны, в годы которой ядерный баланс двух сверхдержав служил гарантией мира и средством контроля за вооружениями. В тех условиях, по его мнению, Договор 1972 года играл действительно положительную роль. Сегодня же, считает Рамсфелд, целый ряд государств (КНР в их числе), не входящих в рамки отношений, определяемых Договором 1972 года и неустанно совершенствующих свой военный наступательный арсенал, могут представлять реальную опасность не только для США, но и для всего мира. Даже снимая вопрос о намеренном злом умысле, необходимо, по мнению того же Рамсфелда, учитывать возможность случайного запуска смертоносной межконтинентальной ракеты в том числе и из России.
Безусловно, реализация идеи НПРО, хотя бы в силу обеспечиваемого ею (возможно, временного) военного преимущества США над другими странами, вызовет новый виток гонки вооружений. Но ведь "гонка вооружений" - это термин политический. В определенном смысле история человечества - это история попеременного создания оружия нападения и защиты. В какой-то момент мир уверовал в то, что с появлением ядерного оружия человечество наконец установило баланс, нарушение которого столь гибельно, что охотники вряд ли найдутся. На это у Рамсфелда также есть ответ: практика международного терроризма свидетельствует о существовании абсолютно иной психологии, для которой уничтожение "врага", к каким бы последствиям (для тебя самого или для всего мира) это ни привело, оправдывает и возвеличивает собственное существование.
И, наконец, самый последний блок возражений против национальной ПРО связан с негативной реакцией других стран, в том числе ряда союзников США по НАТО, а также Китая и России. В готовности "консультироваться" и заключается сильная сторона команды Джорджа Буша - команды прекрасно подобранных профессионалов. Как с юмором заметил Рамсфелд в своем интервью телекомпании Си-эн-эн, дискуссия по ПРО только начинается. Ее прохождение - длительный и сложный процесс, в котором каждому предоставится возможность "отщипнуть кусок пирога", при том что сам "пирог" неизбежно изменится в размере и форме.
Восьмого мая в Брюсселе, в штаб-квартире НАТО в дискуссии по ПРО примут участие союзники США. Срок прибытия американской делегации в Москву пока точно не установлен, но известно, что США на переговорах с российским руководством будут представлять заместитель министра обороны США Пол Волфовиц, заместитель советника президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли и заместитель госсекретаря США Марк Гроссман. Одновременно консультации начнутся в Японии, Южной Корее, Индии, Австралии, Китае.
***
ПАЛИТРА мнений в международном сообществе, вызванная давно ожидавшейся принципиальной речью американского президента по проблеме ПРО, весьма широка. Есть прямое отклонение идеи, как ведущей в итоге к новому витку гонки вооружений и подрыву стратегической стабильности. Четче всех это выразила шведский министр иностранных дел Анна Линдт, которая заявила: "Мы призываем президента Буша отказаться от планов противоракетной системы так же, как мы призываем Китай, Индию и Пакистан отказаться от своих ядерных арсеналов". Эта позиция созвучна мнению Елисейского дворца, где считают, что американские планы - это приглашение к гонке вооружений. В свою очередь, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выразил надежду, что договор по ПРО 1972 года не будет просто денонсирован. Он предупредил против новой гонки вооружений и размещения оружия в космическом пространстве, призвав все государства к переговорам о разоружении.
В большинстве мировых столиц, откликаясь на речь Буша, прежде всего отмечают выраженную им готовность США к консультациям по проблеме ПРО не только с союзниками, но и с Москвой, и с Пекином. Это в унисон подчеркнули в своих первых заявлениях генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон и его соотечественник британский министр иностранных дел Робин Кук. В резиденции премьер-министра Тони Блэра отметили, что в американских представлениях о "несовременности" Договора по ПРО 1972 года "кое-что" есть. Но открытой поддержки планов США в Лондоне не выразили. То же самое в Японии, проявляя "понимание", реагировали весьма сдержанно. Представитель канадского МИДа приветствовал намечаемые Вашингтоном консультации с Россией, а глава этого ведомства Джон Менли еще до речи Буша предупредил, что односторонний отказ США от Договора по ПРО был бы "очень проблематичным".
Как заявил в Берлине представитель правительства ФРГ Уве-Карстен Хейе, речь Буша принята в Берлине к сведению, но ее содержание еще не проанализировано. Между тем как раз в эти дни в Вашингтоне вовремя оказался министр иностранных дел Йошка Фишер. Его высказывания там тоже примечательны.
Фишер заявил после встречи с госсекретарем Колином Пауэллом, что высказывания Буша подтверждают германскую позицию, поскольку федеральное правительство постоянно подчеркивало, что "действенный договорный контроль над вооружениями и система разоружения" должны быть сохранены и расширены. Кроме того, продолжал глава германского внешнеполитического ведомства, для предотвращения глобальной или региональных гонок вооружений необходимы совместные усилия, а также "тесные и интенсивные" консультации с партнерами в Европе. Германия заинтересована в том, чтобы Россия не была изолирована, подчеркнул Фишер. То же самое относится, по его словам, и к Китаю.
Что же касается самой планируемой Соединенными Штатами противоракетной системы, то проблема ее финансируемости, реализуемости и действенности, заявил Йошка Фишер, еще полностью открыта. Поэтому, сказал германский министр в Вашингтоне, и вопрос о том, сможет ли Европа быть защищена противоракетным зонтом, абсолютно преждевременен.
Немецкая печать приводит сообщения о настроениях в дипломатических кругах НАТО в Брюсселе. Там отмечают, в частности, что президент Буш не сказал ничего нового в отношении противоракетных намерений и не привел никаких деталей этого плана, которых так ждут в Европе. В то же время там считают, что, независимо от обещанных консультаций с союзниками, американское решение по противоракетной программе необратимо принято. В НАТО говорят, что "стратегия взаимного устрашения уже прошлое, хотя на практике она еще существует и Договор по ПРО между Вашингтоном и Москвой еще не отменен". В то же время, сообщает мюнхенская "Зюддойче цайтунг", в дипломатических кругах НАТО тоже не уверены в осуществимости идей Буша. "Дело обстоит так, - пояснил один дипломат, - как если бы нам предлагали совершенно новый автомобиль, хотя еще нет ни его прототипа, ни проспекта, ни даже чертежа".
***
ВСЛЕД за выступлением Буша, в котором президент США подтвердил намерение развернуть НПРО на территории страны, Пентагон выступил с заявлением, которое могло бы стать настоящей сенсацией. Ночью по московскому времени телекомпания Си-эн-эн сообщила, что Соединенные Штаты прерывают отношения с Китаем в военной области. Си-эн-эн, а со ссылкой на нее и другие СМИ опубликовали информацию о заявлении, якобы сделанном в понедельник Дональдом Рамсфелдом, в котором министр обороны распорядился "приостановить все программы, контакты и деятельность Министерства обороны США с Китайской Народной Республикой до получения дальнейших разъяснений". Речь шла в том числе о сворачивании рабочих встреч и любых форм американских военных контактов в Китае. Впрочем, сенсации не получилось. Просто Пентагон ошибся. Буквально через несколько часов после первого сообщения официальный представитель американского военного ведомства Крейг Куигли заявил, что намерения Рамсфелда были "неправильно интерпретированы" одним из помощников министра, при этом не было объяснено, как столь важная информация просочилась в прессу без того, чтобы соответствующее заявление не было подписано главой оборонного ведомства. Подлинными намерениями Рамсфелда, по словам Куигли, было "изучение каждой конкретной программы взаимодействия военных" двух стран в будущем. По словам Куигли, Рамсфелд даже не видел директиву, которую успели разослать министрам видов вооруженных сил США, председателю Комитета начальников штабов и высокопоставленным гражданским должностным лицам в Пентагоне. Не знали о директиве и в Белом доме. Пентагону пришлось рассылать повторную директиву с примечаниями, в которой указывается, что речь не идет о прекращении военных контактов между Вашингтоном и Пекином.
Любопытно, что история с заявлением Рамсфелда произошла через день после речи Буша о развертывании НПРО и в тот же день, когда группа американских технических специалистов прибыла на китайский остров Хайнань для осуществления технической инспекции самолета-разведчика американских ВВС ЕР-3, совершившего 1 апреля вынужденную посадку после столкновения с китайским истребителем. Американские специалисты должны установить, способен ли самолет совершить перелет из Китая в США. Однако пока Пекин отказывается разрешить вылет американского самолета в США.
Сразу после первого сообщения о намерениях Рамсфелда приостановить любые военные контакты с Пекином эксперты связали это заявление с отказом официального Китая выдавать самолет. По их мнению, заявление Рамсфелда могло оказать существенный нажим на разрешение кризиса. Однако, как выяснилось, все эти предположения оказались ошибочными. Тем не менее то, что подобные слухи появились, в свете последних событий в американо-китайских отношениях не вызывает удивления. Во-первых, почти двухнедельная эпопея с возвращением экипажа американского самолета-разведчика, когда Буш упорно отказывался принести официальные извинения Пекину. Затем двухсторонние отношения очередной раз были испорчены "тайваньским вопросом" - выдачей США визы на въезд экс-президенту Тайваня Ли Дэнхуэйю, а затем решением о поставке крупной партии американских вооружений "малому" Китаю, в связи с чем Китай выразил официальный протест, и в конце концов острой реакцией Пекина на заявление Буша по НПРО. Во вторник официальное информационное агентство Китая "Синьхуа" выступило с заявлением по этому поводу. "Односторонний отказ Вашингтона от Договора по ПРО и развертывание им системы национальной противоракетной обороны (НПРО) приведут к нарушению глобального баланса сил и новому витку гонки вооружений в мире", - говорится в сообщении "Синьхуа". Сообщение "Синьхуа" можно считать официальной позицией Пекина. И она полностью совпадает с позицией Москвы, что было очередной раз подтверждено во время московских встреч министра иностранных дел Китая Тан Цзясюаня с министром иностранных дел России Игорем Ивановым и президентом Владимиром Путиным в минувшие выходные. Глава внешнеполитического ведомства Китая назвал существующие отношения между странами хотя и "не союзническими, но партнерскими". Продемонстрировать то, что в двухсторонних отношениях нет спорных вопросов, должен Договор о дружбе, который будет подписан президентами двух стран летом этого года во время визита в Москву председателя КНР Цзян Цзэминя.