ЗА ПОСЛЕДНИЕ полтора месяца Москву посетили четыре руководителя африканских стран (Алжир, Нигерия, Габон, Египет). Подобная внешнеполитическая активность в отношениях с Африканским континентом не была характерна для прежней кремлевской администрации, однако вполне соответствует дипломатическому курсу президента Путина и общемировым тенденциям.
Несмотря на периферийное положение Африки в системе международных отношений и глобальной экономики, можно отметить некоторую стабилизацию интереса мирового сообщества к проблемам региона в конце 90-х годов. Это отразилось в принятии ряда основополагающих документов ООН, в подходах великих держав, обладающих постоянным членством в Совете Безопасности. При этом основными вопросами, на которых сосредоточивается внимание мирового сообщества в отношениях с Африкой, стали вопросы долгового бремени, региональной безопасности и борьбы с эпидемией СПИДа.
В этих условиях возникает положительная тенденция на активизацию российско-африканского диалога и открываются новые возможности для сотрудничества РФ с государствами континента главным образом за счет восстановления связей, наработанных Советским Союзом. Москва намерена способствовать интеграционным процессам в Африке, учитывая растущую роль экономических и политических объединений, совершенствовать механизмы сотрудничества в области урегулирования конфликтов. Россия планирует подключиться к многосторонним экономическим проектам, принимая во внимание перспективность африканского рынка для российских товаропроизводителей и возможность освоения значительных средств, выделяемых международными финансовыми институтами на масштабные проекты развития инфраструктуры. Не последнюю роль играют и вопросы военно-технического сотрудничества.
Характеризуя развитие российско-африканских отношений на современном этапе, можно отметить несколько важных факторов. Во-первых, это проявление интереса к Африке со стороны высшего руководства страны, что выражается в планировании практически первого в истории СССР и России визита главы государства в Тропическую Африку. Беспрецедентным является и количество африканских высокопоставленных лиц, посетивших Москву за последнее время. Во-вторых, в течение прошлого года произошла значительная смена африканского дипломатического корпуса в Москве, что отражает динамизм и заинтересованность стран Африки в обновлении и активизации отношений с Россией. В-третьих, произошли частичные изменения в круге проблем, обсуждаемых в ходе внешнеполитических консультаций и визитов. Помимо традиционных вопросов укрепления роли ООН, содействия становлению многополярного мира и урегулирования региональных конфликтов в повестку дня были добавлены проблемы борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей, экологии и обеспечения безопасности российских граждан в странах Африки, что стало особенно актуально после захвата российских летчиков в Анголе и моряков в Сомали.
Изменения претерпевает и география российско-африканского сотрудничества. По-прежнему приоритетными остаются отношения с Северной Африкой (Египет, Ливия, Алжир, Марокко) главным образом за счет контактов относительно ближневосточного урегулирования и прекращения поддержки чеченских сепаратистов. Кроме того, традиционно поддерживаются стабильные связи с Анголой, Намибией и ЮАР - основными партнерами России в Тропической Африке. В 2001 г. Россия предприняла попытку создать опору своего влияния в Западной Африке, используя для этого сложившийся центр силы - Нигерию, а также такое довольно развитое государство региона, как Габон.
Активизируются контакты в области миротворчества и гуманитарных операций. В частности, в конце прошлого года российский контингент был направлен для участия в миссии ООН в Сьерра-Леоне. Москва использует и механизм санкций, присоединившись к эмбарго на поставки оружия в Эфиопию и Эритрею (несмотря на явное несоответствие данного решения интересам российских экспортеров вооружений), к эмбарго на "конфликтные" алмазы Сьерра-Леоне и Либерии.
Таким образом, российско-африканские отношения имеют реальные шансы для вступления в новую фазу и интенсификации политического диалога и экономических контактов.