ВЧЕРА в Израиле в 53-й раз отмечали День независимости. В этот день принято подводить определенные итоги пути, который прошла страна. Нынешний праздник население Израиля встречает в довольно невеселой обстановке. Отношения с палестинцами вовсе не становятся менее сложными. Напротив, как считают сейчас многие, все усилия девяностых годов и связанные с ними надежды на мир закончились "ничем", "лопнули как мыльный пузырь".
"В эру регионального благоденствия мы так и не вступили, - пишет русскоязычная газета "Новости недели", - как государство не утвердились, не установили постоянных границ. Более того, не сумели обрести даже экономическую независимость". По мнению газеты, Израиль хотя и является суверенным государством с высокоразвитой промышленностью и развитой экономикой, без американской поддержки не можем ступить ни шагу.
Но многие израильтяне с этим не согласны. Не соглашаются они и с другим кажущимся им "обидным" аргументом - в Израиле все вызывающие восхищение и даже изумление города, прекрасные автомобильные шоссе, система "капельного" орошения и другие "признаки XXI века" созданы во многом не только благодаря американской помощи, но и дешевому труду палестинцев. Палестинцы указывают, что, между прочим, построили чуть ли не половину Израиля и поэтому несправедливо запирать их в автономии.
Тем не менее отрицать немалый вклад, который вносят в экономику Израиля, в строительство и научно-технический прогресс в целом сами его граждане, было бы совершенно неправильным. В частности, очень большую лепту в развитие современных высоких технологий в Израиле за последние годы внесли выходцы из бывшего СССР.
Поток иммиграции в Израиль, в том числе и из государств СНГ, продолжается. Согласно данным русскоязычной газеты "Вести", опубликованным в канун Дня независимости, каждый день в страну прибывают 150 "новых репатриантов". Так здесь называют новых граждан, имеющих "право на возвращение", то есть доказавших "свое родство с еврейским народом". Всего же население Израиля на 26 апреля 2001 года составляет 6,4 миллиона человек, и это почти в восемь раз больше, чем на момент провозглашения государства в 1948 году. Из них евреев - пять миллионов, арабов - 1,2 миллиона и 200 тысяч жителей, не признанных "евреями по Галахе". В Израиле, и для многих приехавших это стало настоящим откровением, евреем считается лишь рожденный еврейкой.
С большой программой "светских реформ" в стране выступало, например, прошлое израильское правительство Эхуда Барака. Однако все так и осталось на бумаге. Что же касается нынешнего премьер-министра Ариэля Шарона, то у него, судя по всему, и без того немало забот. К тому же против "светских реформ" решительно выступают ультрарелигиозные политики, прежде всего из партии ШАС. А у них, между прочим, 17 депутатских мандатов в кнессете!
Тем не менее, конечно же, в День независимости о необходимости проведения "светских реформ" и отделении религии от государства в Израиле вспоминают. Причем не только левые. В канун праздника, например в Тель-Авиве, прошла большая акция протеста резервистов, выступающих за то, чтобы учащиеся религиозных учебных заведений (ешив) так же наравне с ними служили в армии и проходили военные сборы.
Разногласий в израильском обществе много - между коренными жителями страны и приехавшими, правыми и левыми, богатыми и бедными, "светскими" и религиозными, "русскими" и "марокканцами" и так далее. По многим оценкам, разногласия эти стали бы еще больше, если бы не общая для всех граждан страны опасность, которая, как здесь уверены, исходит со стороны арабского мира.
Пока же, как известно, в Израиле создано правительство национального единства. И на данный момент, надо сказать к удивлению очень многих, непримиримые ранее левые и правые политики сумели найти в нем общий язык. Как иной раз отмечают некоторые наблюдатели, порой даже кажется, что приверженец левой партии "Авода", нынешний министр иностранных дел и лауреат Нобелевской премии Мира Шимон Перес, выступает даже с более правых позиций, чем глава правительства Ариэль Шарон из блока "Ликуд", которого еще совсем недавно левые в Израиле обвиняли "во всех смертных грехах".
Между тем израильско-палестинское противостояние продолжается.
Тель-Авив
О противоречиях израильского общества рассказал "НГ" депутат партии "Шинуй" Виктор Брайловский
- За что борется ваша партия "Шинуй"?
- Наша партия находится в центре борьбы между религиозным и светским населением Израиля. Все эти годы политические события в Израиле развивались в противостоянии между "Ликудом" и "Аводой", но был очень важный третий компонент, который все время присутствовал. Это ультрарелигиозные партии, которые постепенно набирают критическую силу. Для них государство Израиль представляет незаконное образование. Согласно их представлению, сначала должен прийти мессия, освободить этот мир, он же должен основать еврейское государство. Поэтому они к Израилю относятся в высшей степени потребительски. Они готовы войти в коалицию или с "Аводой", или с "Ликудом" - все равно с кем, но при этом получить что-то для своих целей. Они, например, добились освобождения учеников ешив от военной службы. В Израиле кроме регулярной службы, человек каждый год служит в армии на милуим. Сейчас срок милуим увеличился, потому что не хватает людей. 35 тысяч молодых людей - учащихся ешив - полностью освобождены от всякой военной службы. Чем они лучше студентов-математиков, для которых годы службы могут действительно стать большой потерей. Недавно ультрарелигиозные партии вместе с арабскими партиями провели также закон о помощи многодетным семьям. Это выгодно арабам, которые много рожают и благодаря этому надеются завладеть страной и религиозным населением, чьи дети не служат в армии. 67% из них вообще не работают, а всю жизнь живут на пособии. Религиозные круги контролируют также внутреннюю жизнь страны, от того, что продавать в магазинах, до того, кого можно хоронить. Вы знаете, что возникает целый ряд проблем с похоронами, регистрацией брака, если человек, живущий в Израиле, не еврей по матери. Наша партия "Шинуй" воспринимает эти вещи чрезвычайно серьезно. Израилю грозит превращение в религиозное государство, так как эти партии набирают силу, но это абсолютно противоречит тому, каким мы хотим видеть нашу страну. Израиль может выжить в регионе только в качестве современного государства с развитой технологией, сильной военной промышленностью, хорошо поставленной армией. Все, что мешает этому, подрывает возможности существования этой страны. Не может в XXI веке существовать государство по законам, которые были сформулированы для еврейской диаспоры много сотен лет назад.
- Русскоязычные израильские партии выступают примерно с такими же требованиями...
- Абсолютно нет. И партия Щаранского, и партия Либермана склонны к союзу с религиозными. Вы не смотрите на то, что они декларируют, а смотрите, как голосуют. Они поддерживали законы и об освобождении от военной службы учеников ешив, и другие. Эти партии выступили против закона, выдвинутого одним из членов нашей фракции, о разрешении движения транспорта в субботу. Хотя репатрианты в этом как раз и заинтересованы, поскольку у многих нет личных машин и они не могут никуда поехать в субботу.
- Не кажется ли вам, что наличие русскоязычных партий разобщает израильское общество?
- Вы совершенно правы. Именно поэтому я с самого начала отказался вступать в какую-либо русскоязычную партию. Здесь возникает парадокс. Пока была волна эмиграции начала 90-х гг. с массой проблем, то эти партии могли что-то обещать, что-то действительно делали для людей. Но теперь они базируются на контингенте людей, которые не могут влиться в страну, удачно абсорбироваться. А эти партии заинтересованы в сохранении своего электората. Сначала они говорили, что превратятся в общеизраильские партии, но этого не происходит. Выходцы из России, безусловно, составляют политическую силу в Израиле, но голоса их расщеплены.