МИНИСТР иностранных дел Турции Исмаил Джему прибыл вчера для участия в заседании Совета министров иностранных дел стран - членов организации "Черноморское экономическое сотрудничество". Еще до прибытия турецкого министра прогнозировалось, что его встречи в Москве будут непростыми. Накануне предполагалось, что российская сторона обратится к турецкой с требованием обеспечить безопасность российских загранучреждений и граждан на ее территории. По словам министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, в случае, если такие меры не будут приняты, отношения между двумя странами "могут серьезно измениться".
В последнее время отношения между Анкарой и Москвой складываются достаточно непросто. Особенно в связи с последними инцидентами, связанными с захватами чеченцами заложников в "Свиссотеле" и российского самолета, угнанного затем в Саудовскую Аравию.
Анкаре неоднократно давалось понять, что пора бы поумерить свой пыл и прекратить влезать во внутренние дела России. Там сигналы принимались, но в ответ были лишь недоуменные лица и лились сладостные восточные заклинания в вечной дружбе.
Мягкость Москвы объяснялась тайной надеждой на получение заманчивых выгодных экономических контрактов. Туманные намеки турецкой стороны на возможные победы в тендерах по танкам, вертолетам, обещания закупки несметных партий оружия заставляли Кремль фактически закрывать глаза и играть в неведение относительно разрастающейся активности Турции на постсоветском пространстве. Молчать Москву заставляло и стремление как можно быстрее подписать проект "Голубой поток" по транспортировке российского природного газа в Турцию по дну Черного моря.
Захват парома "Аврасия" в 1997 году, угон российского самолета и захват заложников в стамбульском отеле проходили не без участия националистической организации "Серые волки". Лидер этой партии Давлет Бахчели стал вице-премьером Турции.
Что стоит за столь недружественной политикой Анкары по отношению к Москве? Очевидно, имеют место два фактора: ностальгия Турецкой Республики по Османской империи и функции, возложенные на нее Западом.
Раньше Турция рассматривалась лишь как южный фланг НАТО. Но сегодня уже американские политики полагают, что ориентация страны на Восток (ислам, пантюркизм) должна активно использоваться. Подразумевается, что кемалистская, т.е. остающаяся светским государством Турция могла бы взять на себя функции Запада как в исламском, так и пантюркистском мире. Этим, к примеру, объясняется активность Анкары на Кавказе, в Средней Азии, во многих регионах России и территориях, традиционно входящих в зону стратегических интересов Москвы. Очевидно, что самостоятельно Турции не под силу решать столь глобальные задачи: финансировать боевиков, снабжать их новейшей электронной техникой, возводить мечети, религиозные центры, открывать турецкие лицеи, печатать "учебную" литературу, строить дома туркам-месхетинцам в Крыму, спускать на воду новые корабли в Черное море. Как известно, в 1994 году была создана Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС). Самый большой взнос для функционирования этой организации (2 млн. долл.) внесла именно Турция, к тому же она заплатила и за членство Азербайджана. В будущем может заплатить и за Грузию, которая также пока не внесла свою долю. Спрашивается, с чего бы вдруг такая щедрость? Ответ прост. Одаривают не своими деньгами. Финансы поступают из Вашингтона.