АКТ самоубийства сотрудника американской разведки Рика Януцци вообще мог бы остаться втайне, если бы не обозреватель "Вашингтон пост" Вернон Лойб, имеющий надежные источники информации в разведывательном сообществе США, Белом доме и Конгрессе. Он регулярно освещает деятельность ЦРУ, публиковал подробности по делу арестованного 18 февраля сотрудника ФБР Роберта Хансена, на конкретных примерах рассказывает о развернутой сейчас американской контрразведкой "охоте на кротов" на фоне скандала о "русском шпионаже". Сообщение Лойба о смерти 46-летнего Януцци, помещенное 6 апреля на 19-й полосе "Вашингтон пост", было единичным, а сейчас в американских СМИ эта тема стала почти запретной.
Можно ли связывать смерть Януцци с "делом Хансена"? Трудно ожидать это от американских СМИ, где в ряде публикаций неверно указаны даже последняя должность Януцци и специфика его деятельности в разведке. Так или иначе, причина его гибели окончательно не установлена, и следствие продолжается. Расследование ведут местная полиция и служба безопасности ЦРУ. Итогов его мы можем и не узнать.
Пока со слов Вернона Лойба известно лишь, что полиция констатировала факт гибели Януцци в его собственном доме в графстве Фэйрфакс, штат Вирджиния. По данным судебных медиков, смерть наступила в результате удушья. Около трех часов дня 3 апреля тело Януцци было найдено членами его семьи. Со ссылкой на представителей ЦРУ Лойб добавляет: это "очевидное самоубийство". Неизвестно, что именно подтолкнуло журналиста к такому выводу. Отсутствие подробностей породило версии убийства или "мести" со стороны ФБР. Нельзя исключать и вероятности несчастного случая.
Рик Януцци был сотрудником одной из самых засекреченных структур в разведсообществе США - Национального совета по разведке. Ранее он руководил созданной при его участии в ЦРУ группой по внедрению достижений частного сектора американской промышленности в практику работы Директората научно-технической разведки (НТР). Отвечая за инновационные операции, Рик Януцци внес свою заметную лепту в процесс оснащения "шпионского ведомства" новейшими информационными технологиями (ИТ). Вот почему директор ЦРУ Джордж Тенет назвал гибель этого талантливого специалиста и всеми уважаемого человека "огромной потерей".
В этой драме, независимо от ее истинных причин, отразилась вся глубина раскола между реформаторами и консерваторами в самом Лэнгли, в сообществе спецслужб и на политическом олимпе Вашингтона. Научная революция в области информатики, на острие которой, как он сам говорил, старался удержать ЦРУ Рик Януцци, предполагает отход от мышления холодной войны, меньшую засекреченность, большее взаимодействие с технологическим сообществом, научным миром и частным бизнесом. Можно представить, что такая "разумная открытость" в корне противоречит тенденции к возврату американской разведки к прошлым концепциям - когда ЦРУ делало упор на ведение тайных операций с привлечением специальных вооруженных формирований. По мнению ряда экспертов, если Януцци вправду покончил с собой, то его поступок имеет символический подтекст.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ
Рик Януцци окончил университет Бриджпорт с дипломом бакалавра по физической науке. Позднее он получил ученую степень в области права в Джорджтаунском университете. На стыке этих двух профессий складывалась карьера Януцци в ЦРУ, где он работал с 1977 г. В его функции не входило участие в шпионских операциях по добыче "ядерных секретов" или контролю за нераспространением оружия. Другое дело, как аналитик Директората НТР он имел доступ к информации о наиболее перспективных разработках за рубежом. Как известно, тайными операциями ЦРУ занимается Оперативный директорат, а сбором сведений, их учетом и анализом - Директорат информационно-аналитической разведки.
Поначалу Януцци занимался анализом потребностей службы НТР в разведданных по вооружениям и телеметрии. Далее его все чаще выдвигали на руководящие посты, вплоть до последней занимаемой им должности - заместителя начальника Отдела стратегических и ядерных программ Национального совета по разведке (НСР). В этот совет, который сейчас возглавляет Джон Гэннон, откомандированы представители полутора десятков американских спецслужб. Судя по названию его должности, Януцци был в НСР "вторым человеком" от ЦРУ. В совете решаются вопросы финансирования деятельности разведслужб, включая выделение средств на новые разработки и исследования.
Некоторое время Рик Януцци прослужил исполнительным секретарем в аппарате директора ЦРУ и представителем своего шефа в отделе Белого дома по науке. Такая близость к руководству страны объяснялась авторитетом Януцци в разведке, среди ученых и интеллектуалов из аппарата президента. Кроме того, он был известен как автор открытых публикаций. В память о Рике Януцци одна из его последних статей в журнале по военной разведке "Дифенс интеллидженс джорнал" выставлена на интернетовском сайте ЦРУ.
"Как ведомство, работа которого базируется на информации, ЦРУ должно быть на острие информационных технологий, - писал Януцци, - для того, чтобы успешно выдерживать конкуренцию и обеспечивать потребителей своевременной и качественной аналитической продукцией".
По мнению Януцци, в 90-е гг. перед разведкой возникла проблема поиска адекватного ответа на технологический вызов не только со стороны зарубежных, но в первую очередь транснациональных структур. Перед лицом этих жестких реалий руководство ЦРУ в начале 1998 года приняло стратегическое решение. В эпоху Интернета Лэнгли не могло больше конкурировать в сфере ИТ с частным бизнесом. Ключ к решению проблемы был найден: чтобы получить быстрый и широкий доступ к новейшим технологиям, ЦРУ должно проявить себя не только заказчиком, покупателем ИТ, но и "продавцом" некоторых своих интеллектуальных разработок в области информатики и менеджмента.
В значительной мере такой подход стал для разведки вынужденным, но иначе бы технологическое отставание еще более увеличилось. В рамках ЦРУ была создана "Корпорация" - собственная внедренческая структура коммерческого типа. Она могла ставить перед фирмами Силиконовой Долины интересные задачи и обеспечивать частный сектор заказами. Одной из таких "секретных лабораторий" явилось новое подразделение In-Q-Tel.
ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТА
Образованная в составе Директората НТР, "корпорация" In-Q-Tel, конечно, формально имеет некоммерческий статус. Но действует оно, сообразуясь с законами рынка для обеспечения Лэнгли всем арсеналом критически важных ИТ. В названии этой структуры зашифрованы слова "инновации", "качество" и "телекоммуникации". Некоторые эксперты усматривают здесь также своего рода скрытый намек на высокий уровень интеллекта (IQ). Связующим звеном между "корпорацией" и остальными подразделениями ЦРУ является Центр поисковых систем (QIC).
Для Лэнгли это означало сделать радикальный шаг в сторону от привычных схем. Приказом Джорджа Тенета внедрение ИТ попало в список приоритетов Лэнгли. Установление партнерских отношений с частным бизнесом соединило усилия инвесторов с разработками по добыванию и анализу развединформации.
Подготовка к созданию Центра поисковых систем шла с лета 1998 г., для чего потребовалось участие юристов и служб безопасности. Уже к февралю 1999 г. правовая основа для "корпорации" внутри ЦРУ была полностью обоснована и согласована. В подготовке решений участвовал также бывший менеджер известной фирмы "Локхид-Мартин" Норман Огюстин, имевший тесные многолетние контакты с министерством обороны. Первым руководителем отдела деловых операций In-Q-Tel был Рик Януцци.
Эта окутанная завесой секретности история лишний раз напоминает об огромных масштабах деятельности ЦРУ в сборе шпионской информации за рубежом, в том числе через Интернет, а также посредством иных новейших технологий. Однако дело считается настолько болезненным для Лэнгли, что драму жизни и смерти Рика Януцци в "Центре разведки имени Джорджа Буша" (старшего), как уже третий год официально называется штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли, стараются публично не обсуждать. К тому же одним из вариантов реформирования органов безопасности США предполагается сократить аппарат Национального совета по разведке и забрать от него ряд функций по планированию и координации разведывательных программ.