- Отец Феофан, паломничать можно в пределах страны (например, пойти к преп. Сергию или отправиться на Валаам). В чем состоит отличие паломничества на Святую Землю от всех других паломничеств?
- Иерусалим и вообще Палестина - это самая дорогая православному сердцу святыня. Совершая паломничество к российским святыням, мы испрашиваем себе ходатайства или молитвенного предстательства какого-либо святого. Припадая же ко Гробу Господню или к вифлеемским яслям Богомладенца, мы дерзаем приступать непосредственно к Самому Христу. Христос вознесся на небеса, но здешних мест не покинул.
- Считается, что сейчас, в период интифады, ездить в места компактного арабского проживания не следует. Мы видели мощные израильские кордоны из бронемашин при въезде в Вифлеем. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в смысле ее безопасности для прибывающих на Святую Землю?
- Безопасность - состояние относительное, и даже когда говорят "мир и безопасность" (1 Фес 5:3), то и тогда нет полного отсутствия угрозы. Святая Земля - страна контрастов, здесь собраны святыни трех мировых религий, здесь проживают народы различной культурной принадлежности. Поэтому полной безопасности практически не приходится ждать, даже в самые, казалось бы, мирные времена. Что же сказать о настоящем открытом конфликте? Конфликт, по всей видимости, не движется к завершению. Обстановка в стране, конечно, тягостная: каждый день ожидают терактов, которые, к сожалению, время от времени совершаются. Но несмотря на это, как показывает опыт, паломники и туристы спокойно ездят по святым местам, беспрепятственно проходят к главной святыне, т.е. ко Гробу Господню, проезжают и к пещере Рождества Христова и другим местам.
У наших паломников существует такая практика: они доезжают до блокпоста, здесь оставляют автобус с израильским номером; затем пешком, вместе с жителями Вифлеема, проходят через пост, а на территории арабской автономии нанимают такси. Израильские солдаты обычно не препятствуют проходу паломников.
- И тем не менее нельзя не признать, что ныне паломничество к месту Рождества затруднилось. Между тем пещера, где родился Спаситель, наряду с гробом Господним, - несомненно, главная цель пребывания на Святой Земле...
- Это правда. Если перейти от темы безопасности к вопросу о трудностях, то сейчас действительно добавились дополнительные проблемы. Хочу подчеркнуть, что ситуация преодоления трудностей у паломников возникает часто. Текущий конфликт - совсем не новый, он "естествен" для данной страны, здесь он всегда тлеет. Действительно, сейчас нельзя, как было раньше, подъехать на автобусе непосредственно к храму Рождества в Вифлееме. Проехать в город Иерихон, где находятся Гора искушения, монастырь прор. Елисея, смоковница Закхея, практически совсем невозможно. То же самое касается и Хеврона, где на русском участке находится знаменитый Мамврийский дуб. Это связано с тем, что города Иерихон и Хеврон (вместе с Газой, конечно, и Самарией) отличаются от всех других напряженностью обстановки. Поэтому с израильской стороны контроль бывает жесткий. Города, находящиеся на территории Израиля, где имеются православные святыни, такие, как Кана Галилейская, Назарет, Яффа, Хайфа и др., открыты, жизнь в них протекает своим чередом, доступ к их святыням совершенно свободен и относительно безопасен.
По опыту прошедших шести месяцев могу сказать, что паломничество продолжается. Естественно, застраховаться от известных эксцессов нельзя, и стопроцентной гарантии безопасности Миссия дать не может. Бывало еще до настоящего конфликта, что кто-то бросит камень в окно туристического автобуса, разобьет стекло. Еще раз повторю, арабо-израильский конфликт - это долго не заживающая рана, которая постоянно воспаляется.
Таким образом, определенное мужество от современного паломника требуется. Но паломничество всегда было трудом ради Господа, когда на пути человека встают препоны и трудности. С другой стороны, паломничество - дело добровольное. Предостеречь - моя обязанность, но я совсем не собираюсь кого-либо отговаривать от святого дела, от дела спасения собственной души.
- Что вы скажете о положении Русской Православной Церкви на Святой Земле в связи с конфликтом?
- Церковь аполитична, и она не идет по стопам политиков. Мы не придерживаемся чьей-либо стороны, но наша позиция не нейтралитета, а примирения. Известно, что чада Православной Церкви (преимущественно православные арабы) пострадали во время нынешнего конфликта. Из-за обстрелов люди остаются без крова. Например, в Бейт-Джале - арабо-христианском городке в пригороде Вифлеема, расположенном напротив иерусалимского жилого квартала Гило, пострадало много православных и католиков, немало убитых, разрушено множество домов, поврежден и один из трех православных храмов. Создавшееся положение не может не беспокоить Церковь.
Что касается жизни наших монастырей в условиях конфликта, то милостью Божией серьезных изменений мы не ощутили, если, конечно, не считать того, что теперь затруднено сообщение между участками. Но население тех городов, где находятся наши участки, относится к нам благожелательно. Каких-либо враждебных акций по отношению к нашим сестрам или священникам за время конфликта мы не отмечали. Бывали в прошлом эксцессы фанатиков-хулиганов, однако у властей Государства Израиль и Палестинской автономии мы всегда находим взаимопонимание. Сотрудники министерств, муниципалитетов и других учреждений (государственных и общественных), в которые Миссия обращается, демонстрируют дружелюбие.
(Полный текст интервью читайте в "НГ-религиях" # 7 от 11 апреля 2001 г.)