АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЙ конфликт, начавшийся в минувшее воскресенье в связи с столкновением американского самолета-разведчика и китайского истребителя, конечно, произошел случайно. Но - как нельзя более вовремя. В каком-то смысле вся эта история может форсировать выяснение отношений между китайским руководством и администрацией Буша, которая пока лишь намечает контуры своих отношений с окружающим миром. Взаимные обвинения, звучавшие в течение последних дней с обеих сторон, отражают как бессилие администрации Буша продемонстрировать свою силу, так и достоинства хорошо темперированного дипломатического клавира пекинских властей. Последние, видимо, не упустят ни одного шанса показать Бушу и миру лимиты американского всесилия и при этом остановятся как раз в той точке, за которой начнутся ненужные Китаю последствия. Можно предсказать, что значение этой истории - в нюансах, в том, сколько часов Пекин будет тянуть с очередным ответом на очередной запрос Буша и сколько вообще времени пройдет до некоей нормализации положения. (Прежний подобный случай занял год - но повод был серьезнее: гибель китайских граждан во время якобы случайного ракетного удара США по посольству КНР в Белграде.)
В любом случае новой администрации США будет очень полезно почувствовать на практике, что есть несколько стран, с которыми единственная сверхдержава фактически не может ничего сделать. Получилось так, что первым по времени тут оказался именно Китай - страна, которую в закрытых докладах в США уже давно именуют второй сверхдержавой или кандидатом в таковые.
Вчера Китай потребовал от США взять на себя ответственность за инцидент в Южно-Китайском море, а также принять меры к недопущению повторения подобных случаев. Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил в ответ, что Соединенные Штаты должны "прекратить все шпионские полеты в воздушном пространстве над китайскими прибрежными районами" во избежание повторения подобных инцидентов. "Мы не можем понять, почему США часто посылают свои самолеты для наблюдения в районы, расположенные так близко к Китаю", - добавил он. Американская сторона, в свою очередь, заявила, что считает виновником столкновения китайского летчика. Впрочем, американцы предложили оказать помощь в поиске пропавшего летчика, который, как сейчас ясно, сумел катапультироваться.
В понедельник, когда стало очевидно, что китайская сторона не намерена пойти на мировую и отказывается предоставить направленным из Вашингтона дипломатам возможность встретиться с 24 членами экипажа, Буш, напомним, направил в сторону острова Хайнань три эсминца оперативного флота США. Кроме того, он в резкой форме осудил китайцев за то, что они медлят с разрешением американским представителям встретиться с членами экипажа, поскольку, по его словам, это "противоречит сложившейся дипломатической практике". После этих демаршей Пекин пошел на попятную - разрешил американским представителям подняться на борт самолета-разведчика и встретиться с членами экипажа. После чего эсминцы были отозваны обратно.
Пекину на то, чтобы дать положительный ответ, понадобилось 30 часов, в течение которых китайские военные, очевидно, изучали секретную аппаратуру на борту самолета. Как утверждает американская телекомпания Эн-би-си, США не сомневаются, что китайские власти позволят экипажу вернуться на родину, но опасаются, что не получат назад свой самолет, на борту которого находится радиоэлектронная аппаратура для дальнего прослушивания.