МЕЖДУ первым (4 марта) и вторым турами президентских выборов граждане Бенина пережили две тревожные недели. Сложившаяся ситуация оказалась совершенно отличной от той, которая прогнозировалась.
Двумя основными претендентами на пост главы государства были действующий 68-летний президент Матье Кереку, за которого проголосовали в первом туре 45,4 процента избирателей, и лидер Партии возрождения Бенина, президент страны в 1991-1996 гг. Нисефор Согло, получивший 27,1 процента голосов. Двумя другими весомыми претендентами (из более чем 15) были председатель Национального собрания лидер Партии демократического обновления Адриен Хунгбеджи (12,6 процента) и лидер Социал-демократической партии Бруно Амуссу (8,6 процента).
Явное преимущество действующего президента было очевидным. Граждане страны отнюдь не питают симпатий к Согло из-за тяжелых социальных последствий структурных реформ 1991-1996 гг. Исход второго тура выборов был предрешен. Нормальный ход событий был нарушен тем, что число избирателей, участвовавших в голосовании, обнародованное Национальной независимой избирательной комиссией, расходилось с аналогичными данными, опубликованными Конституционным судом, - последней инстанцией, утверждающей результаты проведенных выборов. Хотя корректировки в данных голосования по отдельным кандидатурам были невелики и не меняли общей расстановки сил, Согло и Хунгбеджи усмотрели в них серьезные нарушения в составлении списков избирателей и в самом ходе проведения первого тура.
Это и послужило поводом для Согло, чье поражение в следующем туре было вполне предсказуемым, несмотря на поддержку его Хунгбеджи и частью сторонников последнего, отказаться (а это разрешено Конституцией) от дальнейшего участия в выборах. Поскольку Избирательный кодекс Бенина не уточняет сроков, в которые должен быть заявлен подобный отказ, Согло объявил о нем практически за два дня до намеченного на 18 марта второго тура. Этот отказ нанес Бенину значительный материальный ущерб (5 млн. французских франков), связанный с подготовкой бюллетеней для второго тура, а также усугубил внутриполитическую напряженность, обусловленную подготовкой следующего претендента и переносом срока выборов с 18 на 22 марта.
По Конституции Бенина, в случае отказа второго претендента от участия в следующем туре выборов его заменяет кандидат, занявший третье место по числу полученных голосов избирателей, т.е. председатель Национального собрания Хунгбеджи. Однако 19 марта последний, прибегнув к тем же мотивировкам, что и Согло, также отказался от соперничества с Кереку во втором туре. После столь неожиданного политико-конституционного казуса в бюллетени для голосования 22 марта были внесены действующий президент Кереку и занявший четвертое место по полученному в первом туре количеству голосов Амуссу - давний соперник - союзник президента, занимавший в последние годы пост государственного министра, координирующего деятельность правительства. К урнам 22 марта пришли 57 процентов избирателей, и действующий президент получил около 85 процентов голосов.
Главный итог прошедших президентских выборов в Бенине - это сохранение преемственности власти и стабильности, без которой невозможно дальнейшее развитие страны. Несомненно отрадным, особенно для современной Африки, является тот факт, что руководство страны, Независимая национальная избирательная комиссия, Конституционный суд и сами граждане Бенина остались верны демократическим процедурам и общественно-политическим достижениям последнего десятилетия.