МАДРИДЦЕВ удивить чем-нибудь трудно. И все же многие из них глазам не поверили, когда увидели в своем городе во главе демонстрации протеста колумбийских граждан против введения испанским правительством въездных виз для колумбийцев... Чрезвычайного и Полномочного Посла Колумбии в Испании. По этой причине, хотя акция была немноголюдной, она наверняка надолго запомнится.
С другой стороны, это было яркое, но лишь отдельное проявление бурного негодования колумбийцев. Они оскорблены дискриминационными по отношению к ним мерами, которые будут введены в Испании по настоянию Европейского союза.
По давней традиции граждане Колумбии, учитывая языковую общность, а также особые исторические и культурные связи этой страны с Испанией, въезжали в эту страну свободно и могли пробыть в ней без визы на протяжении 90 дней. Но 15 марта министры внутренних дел ЕС настояли в Брюсселе на прекращении с 1 апреля безвизового въезда в Испанию колумбийцев, чтобы лишить их возможности беспрепятственно въезжать в страны шенгенской зоны. Мотивируется это тем, что необходимо преградить путь на континент колумбийской наркомафии, организованной преступности и нелегальной иммиграции.
Испания, связанная с Колумбией особыми узами, не осмелилась голосовать за такое решение, но и не выступила против, а воздержалась. Однако колумбийцев возмутил тот факт, что "Мать-родина", как они часто называют Испанию, не стала возражать против введения для них виз при въезде в шенгенское пространство. Власти Колумбии сейчас всерьез рассматривают вопрос о введении виз для испанцев, хотя эта мера будет иметь лишь чисто символический смысл - из Испании в Боготу наезжает немного народа, а колумбийцев в Мадрид намного больше.
Другим очень ярким выражением охвативших Колумбию чувств стало открытое письмо лауреата Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсиа Маркеса председателю испанского правительства Хосе Мариа Аснару. В нем писатель, много раз бывавший в Испании и подолгу в ней живший, заявил, что никогда нога его не ступит на испанскую землю, пока от граждан Колумбии будут требовать въездные визы. Под этим письмом подписались также самые известные и популярные в Испании представители колумбийской интеллигенции.
Нобелевский лауреат напомнил, что до этого колумбийцы считали Испанию "вторым домом", где для них всегда были открыты двери. Никогда не закрывались двери и перед испанцами в Латинской Америке, писал он. Более того, после окончания гражданской войны в Испании колумбийцы и другие латиноамериканцы принимали как своих сотни тысяч эмигрантов-испанцев, которые нашли на Латиноамериканском континенте убежище от репрессий диктаторского режима Франко, а многие и обрели здесь вторую родину.
В письме подчеркивается, что принятое при молчаливом одобрении Испании решение Евросоюза на деле направлено не столько против наркомафии, для борьбы с которой достаточно чисто полицейских мер, а против простых колумбийцев, которые вынуждены бежать от ужасов гражданской войны, продолжающейся более полувека. Для многих из них эмиграция стала единственным способом выживания. За последние годы Колумбию по этой причине покинули более одного миллиона жителей. Многие беженцы, естественно, направляются в Испанию, которая близка им по языку и обычаям и к тому же была до какой-то степени открыта для них.
Гарсиа Маркес и другие представители интеллигенции Колумбии резко выступают также против глобализации, которая убирает все препятствия на экспансии капитала, но одновременно возводит препятствия для свободного передвижения людей, "отдающие средневековьем".
Реагируя на этот конфликт, министр внутренних дел Испании (он же и первый вице-премьер) Мариано Рахой заявил, что хотя Мадрид очень дорожит братскими отношениями с Колумбией, но вынужден подчиниться воле других стран Европы, а потому его позиция оправданна. В ответ лидеры главных сил оппозиции - Соцпартии и коалиции Единая Левая - полностью поддержали письмо Гарсиа Маркеса и осудили правительство за отказ от традиционной солидарности с Колумбией. Они напомнили, что Испания всегда представляла и защищала интересы братских стран Латинской Америки в Евросоюзе, а теперь "предала эту благородную традицию".
Мадрид