Госдепартамаент США в один день умудрился сделать две, казалось бы, совершенно взаимоисключающие вещи - принять эмиссара чеченских боевиков Ильяса Ахмадова и осудить последние теракты на Северном Кавказе.
Несмотря на жесткую позицию Москвы, Вашингтон предпочел еще больше усугубить и так непростые в последнее время отношения между двумя странами. Буквально через несколько дней после крупнейшего в истории российско-американских отношений "шпионского" скандала, связанного с взаимной высылкой дипломатов, новая администрация США сделала очередной ход "в пику" Москве. Госдепартамент организовал в Вашингтоне встречу с эмиссаром чеченцев, так называемым министром иностранных дел Чечни Ильясом Ахмадовым.
Примечателен уровень, на котором согласились принять Ахмадова, - с американской стороны в переговорах принял участие исполняющий обязанности специального советника госсекретаря по делам новых независимых государств Джон Байрли. В октябре 1999 года, когда Ахмадов в последний раз был в США, его соглашались принять только на уровне экспертов. Тогда "министру" показалось этого недостаточным, и он отказался от встречи. Ахмадов ознакомил Байрли с теми же предложениями по урегулированию, с которыми он приезжал еще полтора года назад. В этот раз его, похоже, выслушали с большим вниманием и пониманием.
Конечно, у американцев есть свои аргументы. По словам представителей американской администрации, главной целью встречи с Ахмадовым было получить "из первых рук" информацию о событиях в Чечне. Однако вызывают удивление два факта. Во-первых, почему в таком случае Вашингтон не посылает в Чечню своих представителей, как это делают европейские организации. Во-вторых, почему они предпочитают приглашать так называемого "министра иностранных дел" Чечни, но не законного руководителя Чеченской Республики Ахмата Кадырова. Кадырова в сентябре прошлого года во время визита в Вашингтон не принял ни один официальный представитель. Более того, по меньшей мере странно проводить встречу с никем не признанным "министром иностранных дел" и в тот же день выражать соболезнования родственникам погибших во время последних взрывов, организаторов которого нетрудно определить.
Вчера официальный представитель госдепа Ричард Баучер выступил с официальным заявлением, в котором говорится о неизменности позиции США - эта страна не приемлет "терроризма и насилия по политическим мотивам во всех его проявлениях". Кроме того, в этом же заявлении говорится, что "США признают право правительства России на защиту суверенитета и территориальной целостности своей страны от вооруженных нападений и на защиту своего народа от насилия, чинимого террористами".
Предложения, которые на этот раз привез в США Ахмадов, якобы предусматривают начало "мирных переговоров" с Москвой, но не затрагивают вопроса о статусе республики. Вашингтон тоже не говорит о какой-либо посреднической роли в урегулировании конфликта. Более того, по словам представителей американской администрации, они всегда рассматривали Чечню как неотъемлемую часть Российской Федерации, и, естественно, утверждают представители американской администрации, они не рассматривают Ахмадова в качестве "министра иностранных дел".
Реакция Москвы на прошедшую встречу была однозначной. Вчера премьер Михаил Касьсянов выразил недовольство фактом встречи представителя госдепа с Ильясом Ахмадовым. В аппарате помощника президента РФ Сергея Ястрежембского обвинили Вашингтон в приверженности "политике двойных стандартов". В заявлении министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, сделанном накануне встречи, решение госдепа США принять "министра иностранных дел" Чечни, "странным образом оказавшегося в Соединенных Штатах", названо "еще одним звеном в цепи недружественных акций в отношении России". МИД считает, что желание госдепа "всего лишь получить информацию из первых рук" выглядит по крайне мере странным, "если учесть, что это - руки, обагренные кровью невинных жертв". МИД обращает внимание и на тот факт, что, провозглашая бен Ладена "международным террористом номер один" и "злейшим врагом Америки", в США в то же время идут на контакты с его подвижниками. Об этом же Игорь Иванов говорил еще на прошлой неделе в интервью телекомпании Си-эн-эн: "Возникает вопрос: значит, в Вашингтоне для кого-то существует "хороший" террорист и "плохой" террорист. Значит, бен Ладен - это "плохой" террорист, а террористы, убивающие в Чечне и на Балканах, наверное, "хорошие" террористы".
Буквально сразу после состоявшихся переговоров чеченского эмиссара с представителем американской администрации Москва сделала ответный ход (формально, правда, не связанный с прошедшей встречей Ахмадова и Байрли) - вчера в МИД был вызван временный поверенный в делах США Джон Ордуэй, где ему передали список из четырех сотрудников посольства США в Москве, объявленных персона нон грата за деятельность, несовместимую с их дипломатическим статусом. Четырем сотрудникам посольства предписано покинуть Москву в течение десяти дней.