Те, кто считал воскресную встречу Владимира Путина и Иосиро Мори заведомо бесполезным, ритуальным мероприятием (из-за предстоящей отставки Мори), серьезно ошиблись. Имея дело с мощной японской бюрократией, можно не заботиться о том, что глава ее скоро покинет пост и появится новый; вообще вряд ли есть много стран, где выработка курса носит настолько коллективный и неперсональный характер. Несколько часов беспрерывного общения двух лидеров в замороженном (минус 25 градусов поутру) Иркутске принесли неожиданно большие результаты - причем не только в той области, которую обычно обсуждают СМИ, то есть не по части территориального размежевания и мирного договора.
Если говорить о последнем, то достигнутое было воплощено в заранее заготовленном "Иркутском заявлении", в которое в ходе встречи не было внесено никаких изменений. Это очень короткий документ, главное в котором - реанимация совместной декларации СССР и Японии 1956 года, которую в Иркутске обе стороны назвали "базовым юридическим документом, положившим начало процессу переговоров о заключении мирного договора". Это новость потому, что в Японии еще год-другой назад и слышать не хотели о 1956 годе, заявляя, что дальнейшие события сделали его в некотором роде историей, а не современностью. Речь о том, что в 1956 году Москва говорила о передаче Японии двух маленьких территорий - необитаемую гряду Хабомаи и остров Шикотан в качестве жеста доброй воли сразу по заключении мирного договора, а по оставшимся территориям (Кунашир и Итуруп) предполагалось вести переговоры. Уже в наше время японцы очень опасались делить спорные территории на две части, даже при том, что и допустить не могли, что обозначенные два больших острова могли бы по итогам переговоров остаться в юрисдикции Москвы. Российская же сторона в частном порядке замечала, что нет никакой разницы, как вести переговоры - о четырех островах сразу или по принципу два плюс два, если Токио видит один-единственный вариант их исхода.
Однако и иркутский документ при желании можно трактовать как угодно, и после него также переговорный процесс может тянуться сколь угодно долго. Другое дело, что он обозначает факт отсутствия тупика и продолжения процесса переговоров - и этим ценен (особенно для Японии). Поэтому очень интересно проанализировать то, что было сказано по итогам визита на пресс-конференции - не только о мирном договоре, а и о серьезных договоренностях по экономическим и политическим проблемам. Небезынтересно также и то, кто именно и о чем говорил.
Во вступительном слове оба лидера упомянули, что скоро в Россию отправится делегация крупнейших предпринимателей Японии во главе с председателем Кэйданрен (федерации экономических организаций) Имаи, которая будет обсуждать крупные проекты сотрудничества с Россией, в том числе в сфере высоких технологий. Путин отметил, что достигнута договоренность об активизации экономического сотрудничества. Отмечено растущее сближение подходов по многим региональным проблемам - по укреплению стратегической стабильности (читай - ПРО. - Д.К.), по Корее (ее упомянул Мори, но не Путин), Ближнему Востоку, Балканам и даже Средней Азии. Мори признал, что пока не видно разрешения "очень сложной" территориальной проблемы. Решено расширить круг переговорщиков, чтобы он не ограничивался чиновниками МИДа.
Отвечая на вопрос корреспондента "Майнити", Мори отметил, что 1956 год обсуждался двумя лидерами долго и подробно. Путин, отвечая на тот же вопрос, отметил очевидное - что документ 1956 года ратифицирован Верховным Советом, а раз так - Россия как правопреемник должна выполнять все взятые обязательства. Хотя декларация эта - "важный, но не единственный" документ, лежащий в основе наших отношений, при том что для его единообразного понимания нужна "работа экспертов двух стран".
Вопрос "НГ" к обоим лидерам не касался лишь "островной" проблемы - он сводился к просьбе оценить состояние и перспективы прежде всего экономических отношений двух стран после шести встреч Мори и Путина за один лишь год.
Мори, однако, отвечал с упором не на экономику. Он сказал: "Как вы упомянули, сегодня мы с Владимиром встречаемся в 6-й раз, и я очень доволен тем, что нам удалось с ним достигнуть доверия. В Иркутске, - сказал премьер, - мы вели диалог между друзьями, и согласились о необходимости двигаться одновременно по трем направлениям: стратегически-геополитического сотрудничества, экономического сотрудничества и выработки мирного договора. По всем трем направлениям есть прогресс, что же касается мирного договора, самого сложного направления, то сегодня проведен важный обмен мнениями на основе доверия. Нам предстоит глубоко обдумать содержание иркутских переговоров, которые создают хорошую отправную точку для дальнейших переговоров".
"Вы правильно посчитали, - сказал Владимир Путин, - это 6-я встреча с господином Мори. Это подчеркивает, какое большое значение придают в России и Японии нашим отношениям. Для меня крайне важно, что к этому приложил усилия мой коллега, товарищ и друг Иосиро. Если же говорить об экономике, то мы оба исходим из того, что экономическое сотрудничество нуждается в интенсификации, и в случае развития ситуации именно таким образом от этого выиграют и Япония, и РФ. Это будет увеличивать стабильность в наших странах, благоприятно влиять на уровень жизни в обоих государствах. Осуществление крупных проектов без сомнения приведет к созданию новых рабочих мест в России и Японии.
Мы выработали несколько направлений, - продолжал президент, - по некоторым из них совместная работа идет уже достаточно долго. Это проекты в энергетике, которые подразумевают инвестиции в российский энергетический сектор и поставку энергии на территорию Японии. Это касается и совместной деятельности в энергетической сфере на рынках третьих стран. Другое направление - сотрудничество в высокотехнологической области, в космосе. Здесь есть хорошие перспективы, и есть уже заделы в совместной работе. В ближайшее время будут рабочие встречи экспертов в этой сфере. Мы говорили также о сотрудничестве в сфере рыболовства, о необходимости усиления координации правоохранительных органов в этой области. Согласились, что надо обеспечивать законные интересы как российских, так и японских рыбаков. Говорили и о перспективах в транспортной и информационной сферах. Я очень благодарен премьер-министру за позитивную реакцию на проблему расширения деятельности финансово-кредитных учреждений Японии в РФ".
Последняя фраза Путина затрагивает важнейший вопрос - политическое нежелание Токио кредитовать совместные проекты из опасений нервной реакции японской общественности. Если здесь намечен сдвиг, то это очень большое событие. Вообще же если все обсужденное будет претворено в жизнь, то это означает долгожданный рывок в деловом сотрудничестве РФ со второй экономической державой мира.
Будем надеяться, что президент России не простудился после иркутской поездки, в частности постояв - по японскому обычаю - пару минут без пальто у могилы отца Мори. Хотя память этого человека с уникальной для Японии историей жизни безусловно заслуживает уважения. И оно чувствуется - так, вышедший к журналистам сибирский полпред Путина Леонид Драчевский сказал о Сигэки Мори неожиданно трогательные слова: пройдет время, и легендой ХХ века станет романтическая история бывшего воина, который затем всю жизнь, не боясь политического риска, укреплял дружбу со страной, с которой воевал, а затем передал эту политику в качестве завета своему сыну - будущему премьер-министру. (Драчевский, напомним, был тем человеком, кто встречал Мори и ужинал с ним еще в субботу, накануне прилета в Иркутск Путина.) Сын Мори, если вдуматься, хорошо выполняет заветы отца. Его краткое пребывание у власти принесло серьезный прогресс японо-российским отношениям, укрепило их фундамент упорной и осторожной работой.
Иркутск-Москва
***
В минувшие выходные премьер-министр Словении Янез Дрновшек завершил рабочий визит в российскую столицу. Перед отъездом он встретился в Кремле с президентом России Владимиром Путиным. В ходе беседы были обсуждены проблема борьбы с терроризмом, положение на Балканах, двусторонние российско-словенские отношения. На встрече Янез Дрновшек выразил соболезнования семьям погибших в результате терактов на Северном Кавказе. Проблема терроризма обсуждалась и на встрече Янеза Дрновшека с председателем российского правительства Михаилом Касьяновым. "Мы дали совместную оценку происходящему и будем в дальнейшем следить за развитием событий и стремиться к нормализации ситуации на юго-востоке Европы", - заявил Дрновшек по поводу последних событий в Македонии. Премьеры также договорились увеличить в ближайшие годы объем товарооборота до 1 млрд. долларов в год. В ходе переговоров обсуждались вопрос о российском долге перед Словенией. В субботу Янез Дрновшек и председатель российского правительства побывали на отборочном матче чемпионата мира по футболу Россия-Словения в "Лужниках".