-ГОСПОДИН премьер-министр, сегодняшний приезд - первый официальный визит в Россию на столь высоком уровне со стороны словенского руководства за десять лет существования вашего государства. Почему ваш визит стал возможен только сейчас?
- Мой нынешний визит в Москву означает продолжение контактов между двумя государствами на высоком уровне, существовавших в течение десяти лет нашей независимости. Это действительно мой первый визит в вашу страну и первый визит премьер-министра Словении в Российскую Федерацию, однако здесь имеет место просто совершенствование той хорошей основы, которая существовала ранее и которую оба государства крепили в течение всего десятилетия. Я убежден, что визиты на высшем уровне будут продолжаться и в дальнейшем.
- Отношения наших стран, несмотря на отсутствие частых контактов на высшем уровне, развивались динамично. Какие вопросы для вас являются приоритетными на нынешних переговорах?
- Я согласен с вами, что отношения между нашими государствами развивались успешно. Хотел бы подчеркнуть, что в прошлом динамика взаимных контактов вплоть до встреч на уровне министров была особенно стремительной. В то же время такому положительному развитию способствовали усилия представителей предприятий обеих сторон, ведь российский рынок имеет очень важное значение для словенской экономики, и я думаю, что есть и взаимность. Именно поиск возможностей интенсификации двустороннего экономического сотрудничества наряду с обменом мнениями и позициями относительно обострения обстановки в Юго-Восточной Европе станет приоритетной темой нынешних переговоров.
- Каковы основные точки соприкосновения и в чем разногласия в двусторонних отношениях России и Словении сегодня?
- Хочу подчеркнуть, что двустороннее сотрудничество между нашими двумя странами хорошее, между нами нет нерешенных вопросов, не встают тени прошлого, однако в то же время оно ощутимо отстает от имеющихся богатых возможностей. Одновременно я хотел бы подчеркнуть, что имеются все условия, чтобы сотрудничество между нашими государствами развивалось более быстрыми темпами. Связи между людьми образовались еще в давние времена, и они основывались на уважении к традициям и культуре друг друга. Представители обоих государств с самого момента установления межгосударственных отношений развивали сотрудничество на основе равноправия и взаимного уважения к потребностям и интересам сторон.
Это нормальное явление, когда между государствами имеются определенные различия во взглядах на некоторые вопросы мировой политики, и именно встречи на самом высоком уровне делают возможным обмен мнениями по таким вопросам.
Словения приветствует и высоко ценит то, что Россия взяла курс на рыночную экономику, демократическую систему и правовое государство, а также усилия ее президента Владимира Путина и высших органов государственной власти, предпринимаемые в этом направлении. Мы с интересом и огромным вниманием следим за достижениями России, за тем, как она справляется с задачами своего преобразования.
Думаю, что стабильная, демократическая и добившаяся успехов Россия - существенный фактор для достижения устойчивого мира и роста уровня жизни на нашем континенте. Россию в Словении считают одним из наиболее значительных действующих лиц в истории международных отношений в Европе и во всем мире. Значительная роль в укреплении мира и стабильности в мире принадлежит ей и сейчас.
- Со времени обретения независимости в 1991 году самым высоким представителем России, посетившим Словению, стал в январе нынешнего года председатель Госдумы РФ Геннадий Селезнев. Как вы оцениваете возможность визита высшего российского руководства в Любляну?
- Я считаю, что возможность визита в Любляну на еще более высоком уровне со стороны российского руководства весьма реальна. Лично я буду чрезвычайно рад, если мы уже осенью этого года сможем приветствовать в Словении президента Российской Федерации Владимира Путина.
- Когда, на ваш взгляд, может быть подписана находящаяся в стадии подготовки декларация о дружественных отношениях и сотрудничестве? Ведь переговоры Селезнева в Любляне с президентом Словении Миланом Кучаном, министром иностранных дел Димитрием Рупелем, а также с председателем Государственного собрания Борутом Пахором показали, что препятствий к этому нет...
- Правительство Республики Словения недавно приняло решение, которое, так сказать, открывает двери к подписанию Декларации о сотрудничестве между Республикой Словения и Российской Федерацией, что нами воспринимается как заявление о том, что наше взаимное сотрудничество протекает успешно. Думаю, стороны могли бы подписать эту декларацию уже в этом году, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему укреплению отношений между нашими странами на всех уровнях.
- Первая ваша встреча с Владимиром Путиным в Австрии 10 февраля была достаточно неформальной. В субботу вы встретитесь с ним на футбольном матче Россия-Словения. Насколько важны, на ваш взгляд, неформальные контакты?
- Неформальные контакты весьма существенны для развития межгосударственных отношений, ведь значительный круг вопросов можно решить именно таким образом. Тогда и переговоры протекают более непринужденно, и лучше узнаешь личность собеседника. Должен подчеркнуть, что именно такая встреча в дружественной, сердечной и непринужденной обстановке с вашим президентом Владимиром Путиным в феврале в Австрии весьма способствовала более тесному и углубленному диалогу сторон.
- Одной из тем вашего разговора с Путиным в альпийском местечке Сен-Кристоф стало сокращение товарооборота между нашими странами. По оценкам специалистов, потенциал российско-словенской торговли может превысить один миллиард долларов. Пойдет ли речь об этом на ваших переговорах с Михаилом Касьяновым?
- Да, как я уже ответил на один из ваших предыдущих вопросов, интенсификация и углубление экономического сотрудничества сторон будет одной из основных тем наших переговоров в Москве, в том числе с председателем правительства Российской Федерации Михаилом Касьяновым.
Я согласен с оценкой специалистов, что оборот между Словенией и Россией может в течение нескольких лет достичь объема в один миллиард долларов, поскольку для достижения этой цели имеются все условия.
- Можно ли сегодня говорить об активизации экономических отношений между Словенией и Россией?
- Несомненно. То, что нам говорят статистические данные о росте торгового оборота между нашими государствами, можно назвать возрождением взаимного экономического сотрудничества после финансового кризиса, имевшего место в России в 1998 году. Тенденции торгового обмена растут из года в год: сравнивая период с 1998 по 2000 год, можно видеть, что в 2000 году товарообмен между нашими странами возрос почти на 47% в сравнении с 1999 годом и составил 423,1 миллиона долларов, при этом объем экспорта из Словении в Россию вырос на 48,4% и составил 191,2 миллиона долларов, а экспорт России в Словению увеличилcя на 45% и составил 230,9 миллиона долларов.
Вместе со мной в Москву прибыла также министр экономики Словении доктор Теа Петрин, которая встретится со своим коллегой с российской стороны министром промышленности, науки и технологий Алексеем Дондуковым. Кроме того, словенская делегация представлена в более широком составе, в нее вошли также представители словенских предприятий, возглавляемые президентом Хозяйственной палаты Словении Йожко Чуком.
Словения и Россия на настоящий момент сумели выработать прекрасную правовую основу для экономического сотрудничества, в настоящее время в стадии подготовки находятся и новые соглашения в области экономики. Я уверен, что Декларация о сотрудничестве между Республикой Словения и Российской Федерацией, которую мы с Владимиром Путиным должны, как предполагается, подписать в этом году, будет способствовать еще более тесному экономическому сотрудничеству.
- Какое место в повестке дня занимает вопрос российского долга Словении? Каковы возможности взаиморасчетов, например, в обмен на поставки газа?
- Несомненно, клиринговый долг, который сохраняется еще со времен существования СФРЮ, - это важный и еще открытый вопрос в наших взаимоотношениях. Я считаю, что необходимо как можно скорее начать переговоры о решении этой проблематики, тем более что процесс демократизации в СРЮ, начавшийся после крушения режима Милошевича, нам дает такую возможность. Что касается возможностей погашения долга, например, посредством поставок российского природного газа в Словению, то это, можно сказать, одна из возможностей, которую мы, со своей стороны, интенсивно изучаем, наряду с другими решениями.
- Словения сегодня является первоочередным кандидатом на вступление в НАТО, однако Россия выступает против расширения альянса. Готовы ли вы учитывать интересы России при принятии решений о развитии отношений с НАТО?
- Словения видит в НАТО не атрибут прошлого или продолжения холодной войны, а международную организацию, которая способна внести вклад в дело мира и стабильности в мире. Возможное членство Словении в НАТО никоим образом не противоречит интересам России. Словения никогда в своей истории не испытывала угрозы со стороны России и, думаю, никогда этого не испытает. Будучи небольшим государством, граничащим с нестабильной Юго-Восточной Европой, мы спокойнее чувствовали бы себя в рамках крупного оборонительного союза. И это никак не может представлять угрозу для наших дружественных отношений с Россией.
- Россию беспокоит нестабильная ситуация, сложившаяся сегодня в ряде Балканских стран: Югославии, Македонии, Боснии и Герцеговине. Как в Любляне относятся к попыткам дестабилизировать ситуацию в этих государствах?
- Национальная безопасность Словении и ее экономическое развитие в числе прочего связаны также с демократическим развитием и экономической стабильностью государств, расположенных по соседству, на Балканах. Словения является самым крупным иностранным инвестором в Боснии и Герцеговине, она вкладывает значительный капитал также в другие государства данного региона и является для них важным внешнеторговым партнером. Поэтому Словения заинтересована в сохранении мира, безопасности и экономической устойчивости государств, расположенных на этой территории.
Мы приветствуем произошедшие демократические перемены в Белграде и принятие СРЮ в международные организации, что позволяет надеяться на то, что новые обстоятельства приведут к укреплению политической стабильности в этой части Европы. В том числе я имею в виду и продолжение диалога между Черногорией и Сербией в отношении того, каким образом будут строиться их дальнейшие взаимоотношения.
С другой стороны, нас беспокоят проявления насилия, которые могут привести к дестабилизации обстановки в регионе и остановить все позитивные процессы, в которые международное сообщество, и в том числе Словения, вложили столько усилий. При этом нас в особенности беспокоит положение в Косово, напряженность на юге Сербии и эскалация насилия в Македонии.
Словения считает, что степень безопасности в Юго-Восточной Европе и теперь, в новых обстоятельствах, остается труднопредсказуемой и требует повышенного внимания и содействия со стороны международного сообщества. В связи с недавним обострением ситуации на северо-западной границе Македонии мы уже выразили свою обеспокоенность проявлениями этнической нетерпимости и вооруженного насилия, противоречащего стремлению Македонии и международного сообщества достичь стабилизации и нормализации обстановки в регионе. Словения поддержала рассмотрение данной проблемы в Совете Безопасности ООН, поскольку мы считаем, что Македония должна оставаться мирной территорией в пределах региона, и приветствуем меры международного сообщества по поддержанию мира и пресечению конфликта.