Глава австрийского дипломатического ведомства г-жа Бенита Мария Ферреро-Вальднер выступила с идеей установления 'стратегического партнерства' между Альпийской Республикой, являющейся членом Евросоюза, и группой европейских стран, являющихся кандидатами на получение такого же статуса. Речь идет о Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, а также Польше, территории которых полностью или частично входили до Первой мировой войны в состав Австро-Венгерской империи.
Как полагают в Вене, еще до принятия этих государств в ЕС целесообразно, не теряя времени, проводить регулярные региональные совещания о сотрудничестве между соседями. Австрийцы готовы предоставить близлежащим странам-кандидатам 'любые консультации и поддержку в вопросах вступления'. По мнению Ферреро-Вальднер, спорные вопросы между соседями вообще должны решаться на двусторонней основе.
В Вене убеждены, что при членстве в ЕС все равно сохраняются национальные интересы, которые надлежит отстаивать. Поначалу австрийская дипломатия намерена в рамках проявленной региональной инициативы 'конкретизировать и активизировать традиционную добрососедскую политику Австрии в подготовительной фазе расширения ЕС'. Затем, ссылаясь на опыт Бенилюкса и скандинавских стран, Ферреро-Вальднер предлагает 'определить в рамках стратегического партнерства те совместные интересы, которые после вступления кандидатов в ЕС должны образовать основу для сообщества центрально-европейских стран'. В данном случае стратегическое партнерство по мысли австрийской дипломатии означает образование 'региональной группы по интересам'. Основная же цель ее должна состоять в том, чтобы, как поведала министр немецкой газете 'Франкфуртер альгемайне', страны, связанные этим партнерством, а впоследствии также Хорватия и другие балканские государства при их вступлении в ЕС 'играли более весомую роль в Европе'.
Инициатива Вены встречена по-разному. Прессе она кое-где дала пищу для иронических комментариев насчет австро-монархической ностальгии по ушедшим временам, а то и стремления Австрийской Республики к региональной гегемонии в юго-восточной части расширяющегося ЕС. Но, по заверениям австрийской стороны, Австрия не претендует на положение некоего центра или на ведущую роль - разве что в качестве 'дивидендов мира' она вновь займет 'уготованное ей географией место в центре Европы'. Да и трудно себе представить, чтобы, скажем, Польша с ее сорокамиллионным населением оказалась 'ведомой' семимиллионной Австрией. Поэтому в правящих и политических кругах названных стран к австрийской инициативе отнеслись более серьезно. Официальная Прага и Братислава в откликах сдержанны, но не полемизируют. Венгерский министр иностранных дел Янош Мартони решительно высказался 'за'. О том же заявил во время визита в Вену министр иностранных дел Словении Димитрий Рупел. Он сказал, что по мере сил будет содействовать инициативе Австрии, поскольку она доказывает, что эта страна 'открыта современным тенденциям регионального сотрудничества и региональных связей'. Во всяком случае, 6 июня в Вене состоится первая региональная конференция с участием восточных и центрально-европейских соседей Австрии.
Поясняя мотивы этой деятельности, министр иностранных дел Австрии сослалась, в частности, на брюссельские упреки в адрес Вены в том, что она не проявляет достаточного внимания к своим соседям в связи с предстоящим расширением ЕС. Кроме того, уже географические, экономические, политические и культурные реалии региона 'наводят на мысль о необходимости пестования особых отношений Австрии с будущими новыми членами ЕС'. Однако несомненно, что есть и более весомые основания для поисков дополнительных рычагов охранения национальных интересов как Австрии, так и стран, к которым она обращается с учетом исторических традиций, взаимосвязей, географической близости и современной весовой категории.
Год назад Австрия в качестве первой из стран ЕС в полной мере испытала, что означает на деле 'равноправие' с точки зрения сообщества. Как известно, из-за образования неугодного Брюсселю австрийского кабинета республика испытала беспрецедентное вмешательство в свои чисто внутренние дела, грубое внешнее давление со стороны всех остальных 14 членов Евросоюза, подвергших своего малого партнера политической изоляции. Австрия, естественно, ищет после этого дополнительные возможности самоутверждения в рамках ЕС на некоей коллективной основе. Но в том же не могут не быть заинтересованы и другие, особенно будущие члены сообщества, не имеющие в нем ни опыта, ни прочной позиции и тем более могущие оказаться на вторых ролях. Примечательно, что, например, Словения, Венгрия и Словакия, несмотря на подготовку к вступлению в ЕС, не поддержали антиавстрийские санкции Брюсселя. Очевидно, что негативный опыт, познанный на примере ЕС-Австрия, является одним из стимулов для присоединения к предлагаемому Веной стратегическому партнерству.
К таким размышлениям подталкивает и намечаемая реформа Евросоюза. В ее основе явственно просматриваются интересы крупных стран. Вена не случайно полемизирует против 'оси Париж-Берлин'. Германия и Франция провозглашают себя 'ядром Европы', в их столицах обосновывают тезис неравномерного развития в расширенном ЕС, когда наиболее 'продвинутые' страны могут отдельно форсировать темпы своей всяческой интеграции и сотрудничества. Теоретически это оправдывает и образование других 'внутренних' объединений в ЕС, вроде австрийской идеи стратегического партнерства. Она позволяет ряду предполагаемых восточных и центрально-европейских новичков ЕС заранее сгруппироваться для более надежного обеспечения своих интересов.
Еще один повод к озабоченности Австрии и других малых нынешних, а также будущих членов сообщества дает намечаемое распределение голосов в Совете ЕС и введение принципа принятия решений не консенсусом, а большинством голосов. Здесь 'большие' тоже обеспечивают себе преимущества. В случае ущемления своих интересов 'малые' смогут противостоять этому только при сложении своих голосов и численности населения.
Австрийская идея представляется одновременно и смелой, и рискованной. Дело в том, что на те же страны, которым Вена предлагает 'стратегическое партнерство', заинтересованно взирает прежде всего такой мощный конкурент, как объединенная Германия. Имея уже сейчас преобладающее политическое и экономическое влияние в Польше, Чехии, Венгрии, Словакии, Словении и т.д., Берлин явно рассчитывает на их 'пакет голосов' в реформированном и расширенном ЕС. Так что на этом поле Австрия вполне может столкнуться с Германией. А что из всего этого выйдет, покажет только будущее.