РУКОВОДИТЕЛЬ французской дипломатии Юбер Ведрин отправился в Вашингтон, чтобы провести двухдневную встречу со своим американским коллегой Колином Пауэллом. Судя по всему, это будет отнюдь не визит вежливости - ожидается серьезный разговор по всем аспектам внешней политики в атмосфере отсутствия единства взглядов. Дело в том, что за эти два месяца нахождения у власти новой администрации США в отношениях обеих стран произошло заметное похолодание, возникла напряженность. Так, если между Мадлен Олбрайт и Юбером Ведрин был постоянный контакт и, как говорят дипломаты, редкий день они не перезванивались по телефону, то теперь с воцарением в ее кабинете Колина Пауэлла телефонная связь прервалась совершенно. Сам Ведрин комментирует это так: 'Новая внешняя политика США находится еще в стадии появления на свет...'
Таким образом, первая констатация: прежнего франко-американского партнерства, своего рода даже задушевного дуэта, уже нет. Вторая: французский министр иностранных дел вступает теперь в сольном амплуа, довольно резко критикуя американский внешнеполитический курс. В первую очередь это несогласие Франции с проектом нового президента о создании системы противоракетной обороны и с ужесточением американской политики в отношении Ирака. Недавно Ведрин сделал важное заявление на этот счет, суть которого, похоже, уже заложена в основу его переговоров в Вашингтоне и определяет французскую политику в целом: 'По отношению к Соединенным Штатам мы являемся друзьями и союзниками, но отнюдь не намерены во всем равняться на них. Мы готовы сотрудничать в тех областях, где есть согласие, совпадение взглядов. Но если мы с чем-то не согласны, то будем об этом прямо заявлять, не драматизируя обстановку'.
При этом в последнее время в Париже особо подчеркивают, что такая позиция Франции находит поддержку и понимание других стран. На это делает упор Ведрин, многозначительно заявляя: 'Многие европейские государства высказывают свою озабоченность по поводу американской политики в отношении Ирака, однако в силу определенных причин они не могут выражать это в открытой форме... Так или иначе, но Европа в конце концов должна освободиться от опеки Соединенных Штатов'.
Все это вместе взятое свидетельствует о том, что, с одной стороны, в Европе нарастают отторжение и противодействие бесцеремонной американской политике в международных делах, солдатская прямолинейность которой заметно усугубилась с приходом в Белый дом новой администрации. С другой стороны, обнажается отсутствие единой внешней политики стран Европейского союза, о которой они столько хлопочут явно впустую. Возьмем хотя бы такие примеры: если Франция осуждает бомбардировки Ирака и выражает сомнение насчет эффективности противоракетной системы, то Великобритания всецело на стороне США в иракском вопросе, а Германия устами канцлера Герхарда Шредера поддерживает идею противоракетного щита. Примечательно и то, что когда заходит речь о принципиально важных проблемах, о выработке общих позиций в международных делах, то никто даже и не вспоминает о верховном представителе Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности - о Хавьере Солане, который существует как бы сам по себе. Так что Франции приходится пока в одиночку отстаивать право независимых европейских государств иметь и высказывать свое мнение, исходя из национальных традиций и интересов.
Люксембург