На шестой день вооруженных столкновений между албанскими сепаратистами и подразделениями македонских сил безопасности руководство Македонии решило прибегнуть к крайним мерам: объявить со вчерашнего дня комендантский час в городе Тетово, ставшем в последние дни эпицентром военных действий, мобилизовать резервистов сухопутных войск, а также выдвинуть жесткие обвинения в адрес НАТО.
10-15-тысячная македонская армия уже не может справиться с албанскими боевиками, и это свидетельствует о том, что количество последних неуклонно растет и, по всей вероятности, уже превысило на территории Македонии масштабы 'отдельных групп экстремистов', как предпочитают называть ведущих военные действия на территории двух стран сепаратистов западные внешнеполитические ведомства. Объявленная мобилизация увеличит ряды защитников македонской конституции и границ страны до 120 тысяч человек. По словам премьера Македонии Любко Георгиевского, 'дополнительные силы' будут переброшены в Тетово, чтобы восстановить в этом населенном преимущественно албанцами городе порядок. Конфликт грозит перекинуться в центр страны - Тетово находится всего в 40 км от Скопье. Поэтому вдоль дороги Тетово-Скопье также будут дежурить патрули. В район Тетово введены армейские подразделения, танки и тяжелая артиллерия.
Все эти события одновременно с не увенчавшимися пока успехом попытками македонской армии выбить боевиков с их позиций на северо-западе страны происходят на фоне явной нерешительности главного диспетчера албанцев - Запада. Несмотря на то что с первых дней вооруженных атак боевиков все международные организации, включая НАТО, ЕС и ОБСЕ, осудили их действия, по мере затягивания конфликта позиция крупнейших из стран - членов этих организаций становилась все неопределеннее.
Пока террористы вели откровенные боевые действия, позиция Запада была определенно осуждающей - мы, мол, против любого насилия. И это было определяющим фактором. Если бы США, Франция, Германия и другие страны сразу же выступили с жесткими заявлениями и осудили не просто насилие, а без свойственного им политического эвфемизма выступили против албанского экстремизма, ведущего войну на территории уже двух европейских стран, события бы приняли совсем другой оборот. По крайней мере, не чувствуя поддержки извне, албанцы хотя бы на время свернули бы свою деятельность за пределами Косово? Между тем они, напротив, подкрепляют свою террористическую деятельность работой политических партий, также ставящих своей целью отторжение от Македонии северо-западных районов. Представитель так называемой Армии освобождения албанцев Македонии - местного подразделения Освободительной армии Косово - заявил западным агентствам, что цель албанцев вовсе не захват Тетово, а... установление диалога с властями Македонии. Любопытно, какими средствами 'борцы за права албанского народа' пытаются установить этот диалог. Между тем, прикрывая свои сепаратистские действия борьбой за права албанского населения Македонии, экстремисты имеют немало шансов добиться успеха. Напомним, что в косовском конфликте 1998-2000 годов политика косовских албанцев по созданию образа ущемленных сыграла решающую роль: край в итоге полностью перешел в их руки.
Однако Македония все-таки не Югославия Милошевича. Здесь нельзя все списать на социалистическую диктатуру и начать бомбардировки. Да и открыто, как это было во время косовского кризиса, на стороне албанцев Запад не выступает. Демократия в Македонии существует уже десять лет, с момента создания государства. И непонятно, почему об ущемлении своих прав албанцы узнали только сейчас. Заняв выжидательную двойственную позицию, Запад заверяет Скопье в своей поддержке. В Македонию зачастили европейские эмиссары. Сегодня генеральный секретарь Совета ЕС, Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана обсудит в Скопье с президентом Македонии Борисом Трайковским и 'всеми политическими лидерами срочные меры, которые необходимо принять, чтобы обезопасить ситуацию'. До этого в телефонном разговоре с Трайковским Солана, как сообщают из Брюсселя, 'строго осудил жестокие столкновения в северной части страны и призвал албанских экстремистов в Тетово и вокруг этого города немедленно прекратить вылазки'. Он также предложил албанским лидерам региона 'заявить о своем дистанцировании от любых актов насилия и целей вооруженных группировок'.
Война за поддержку НАТО и ЕС между сепаратистами и македонскими властями вступила в решающую фазу. Вчера министр иностранных дел Македонии Саржан Керим нанес визит в Брюссель, где переговорил с генсеком Североатлантического альянса Джорджем Робертсоном, а затем встретился и с 'тройкой' ЕС. Кстати, последний раз Керима принимали в НАТО 9 марта. Убедить натовских чиновников Кериму будет непросто. По мнению руководства НАТО, своими действиями 'отдельные группы' албанских сепаратистов прежде всего 'вредят делу албанцев'.
Пока лишь российский МИД четко выразил свое негативное отношение к действиям албанских экстремистов. По словам Игоря Иванова, находящегося сейчас в трехдневной поездке по Балканам, Москву очень серьезно беспокоит положение в этом регионе, где мир сталкивается с очередной вылазкой международного терроризма. Причем речь идет не об отдельных вылазках групп экстремистов, а о спланированной масштабной акции. Если терроризм не остановить, считает Иванов, его жертвами могут стать и другие государства на Балканах. Для того чтобы этого не произошло, считают в Москве, международное сообщество должно объединиться и дать отпор наступлению терроризма.
Как уже писала 'НГ', Игорь Иванов прибыл в столицу Югославии по личному указанию президента России Владимира Путина. После встречи с президентом СРЮ Воиславом Коштуницей министр направился вчера в административный центр Косово Приштину и далее - в Скопье, где состоится встреча Иванова с президентом республики Борисом Трайковским.