ОТ ВИЗИТА секретаря Совета безопасности Сергея Иванова американская сторона ждала прежде всего объяснений по поводу сотрудничества России и Ирана в военной области. И поездка Иванова в Вашингтон, которая состоялась даже не после, а еще во время визита президента Ирана Мохаммада Хатами в Москву, Санкт-Петербург и Казань, выглядела как намерение Москвы как можно скорее дать объяснение по поводу заключенных во время этого визита соглашений, касающихся поставок российских вооружений в Иран на общую сумму около 1,5 млрд. долларов. Однако, как заверил МИД РФ, наложение графиков поездок иранского лидера в Москву и секретаря Совета безопасности случайно. По словам заместителя министра иностранных дел Александра Лосюкова, эти поездки согласовывались давно и по разным каналам.
Тем не менее именно иранская тема стала хотя и не единственной, но основной на переговорах Сергея Иванова с госсекретарем США Колином Пауэллом и советником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс. Во вторник накануне визита Иванова в Вашингтон президент Буш подписал указ о продлении санкций против Ирана, которые запрещают американским компаниям вести финансово-экономические операции с этой страной. В распространенном заявлении президента говорится, что "действия и политика правительства Ирана продолжают угрожать национальной безопасности, внешней политике и экономике США". Напомним, что санкции против Ирана были введены администрацией Клинтона еще в 1995 году, однако в течение последних двух лет были несколько ослаблены - США разрешили своим фирмам экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства, медицинские препараты.
Накануне визита Иванова госсекретарь США, выступая на слушаниях в сенате, заявил, что Вашингтону следует придерживаться "реалистичного подхода" в дискуссиях с Москвой. Под "реалистичным подходом", разъяснила вчера "Нью-Йорк таймс", Пауэлл подразумевает возвращение к стилю администрации Рейгана в отношениях с Советским Союзом в конце 1980-х. "В любом случае, - пишет газета, - подход к России не должен слишком отличаться от того реалистичного подхода, который у нас был к Советскому Союзу в конце 80-х". США, заметил госсекретарь, следует быть "искренними с Россией" в том, чтобы ясно высказать свою точку зрения - Москве не следует инвестировать в продажу оружия в такие страны, как Иран, у которых нет будущего", "неразумно инвестировать в режимы, которые не соответствуют принятым во всем мире стандартам". Пауэлл заявил в сенате, что намерен "довести эту позицию на встречах с российским руководством".
Важным решением встреч Иванова и Пауэлла стало упразднение комиссии во главе с вице-президентом США и председателем правительства России (созданной как комиссия "Гор-Черномырдин"). Напомним, что в конце прошлого года Москва заявила о выходе из закрытого меморандума Гор-Черномырдин и об отказе от обязательств не сотрудничать с Ираном в военной сфере после того, как вокруг меморандума, подписанного, с одной стороны, председателем российского правительства и вице-президентом США - с другой, разразился крупный скандал.
Сергей Иванов заявил, что на смену этой комиссии должен прийти некий новый постоянно действующий механизм межправительственного сотрудничества. Однако пока ни четкие сроки создания подобного механизма, ни его форма не согласовывались. Когда и как это будет происходить, зависит от того, "когда новая республиканская администрация будет к этому готова", - заявил Сергей Иванов после переговоров с Пауэллом.
Что касается конкретных итогов переговоров с помощником президента по национальной безопасности Кондолизой Райс, то они сводятся к достижению договоренности о поездке Райс, крупного специалиста по России, в Москву. Интересно, что Иванов был только четвертым иностранным коллегой, с которым встретилась Райс после ее вступления в должность. До Иванова она провела переговоры с представителями Великобритании, Франции и Германии. По окончании встречи с Ивановым Райс об их итогах не сказала ничего конкретного. Известно, что стороны в беседе один на один, иногда даже без участия переводчиков, обсуждали, по словам Иванова, "проблемы безопасности, противоракетной обороны, нераспространения, региональные вопросы, международную экономику и транснациональные проблемы". Как заявил Иванов, проблема НПРО обсуждалась в "концептуальном плане", поскольку "пока сама республиканская администрация не готова выйти с конкретными результатами". На встрече была затронута и тема взаимодействия в борьбе с терроризмом и достигнута договоренность о продолжении взаимодействия по проблемам Афганистана, начатого в формате группы Трубникова-Пикеринга. Коснувшись положения в Косово, Сергей Иванов напомнил, что Россия еще два года назад предупреждала западные государства об опасности возникновения там нынешней ситуации. В случае если активность экстремистов не будет прекращена, США и Россия согласны также с необходимостью использовать "превентивные, упреждающие меры".
Обсуждался и вопрос о возможности проведения двусторонней встречи президентов двух стран, однако конкретные договоренности об этой встрече так и не были достигнуты. Первая встреча Путина и Буша скорее всего пройдет в рамках саммита "большой восьмерки" в Генуе в июле этого года. Возможность двусторонней встречи до саммита в Генуе, по словам Сергея Иванова, полностью исключать нельзя, но она, во-первых, должна быть продиктована некой "особой необходимостью" и, во-вторых, "тщательно подготовлена".
Отношения с Западом и США Россия, по словам Иванова, не считает главным приоритетом своей внешней политики. России важно прежде всего то, что происходит в непосредственной близости от ее границ, то есть в СНГ. "Второе - это Европа, наш основной внешнеторговый партнер". США же, хоть и находятся в "первом ряду", но не главный приоритет внешней политики Москвы.
В разговоре с Райс затрагивался и вопрос о судьбе госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина. Иванов заявил, что Москве не хотелось бы переводить этот разговор в "политическую плоскость". Вопросы о туннеле, прорытом спецслужбами США под посольством России в Вашингтоне, а также судьба Роберта Хансена, по словам Иванова, не обсуждались.