В последнее время заметно обострилась борьба за выгодные иракские проекты. Основной интерес, конечно же, - нефть. На днях Ирак объявил, что лишь на разработку нефтяных месторождений (половина из которых старые) ему требуется 30 млрд. долл. инвестиций. И многие страны готовы хоть завтра включиться в эти программы. Но опять перед ними возникает барьер из санкций.
В конце прошлой недели арабская газета "аль-Хаят" задалась вопросом, не были ли недавние бомбардировки Ирака призваны сыграть роль дымовой завесы для прикрытия некоторых отступлений в политике США на иракском векторе. В Москве посчитали, что новая республиканская администрация таким образом стремится усилить давление на Ирак. Однако, по всей видимости, действия Белого дома нацелены в несколько ином направлении. Вашингтон действительно готов пойти на послабление санкций (за исключением контроля за перевооружением Ирака), а жесткий прессинг будет перенесен на Иран. Кстати, в ходе визита президента Ирана Хатами в Россию у Москвы и Тегерана появилась возможность еще раз скоординировать свои позиции по отношению к ситуации в Персидском заливе.
В конце февраля прошли переговоры между Ираком и ООН в Нью-Йорке. Они не дали никаких конкретных результатов. В то же время США, которые вместе с Великобританией упорно блокируют в СБ все решения о пересмотре отношения ООН к Ираку, решили выдвинуть новое предложение. Так появилась идея "умных санкций", т.е. санкции приобретают адресный характер. К примеру, предполагается, что руководству Ирака будет отказываться в получении въездных виз, их зарубежные счета станут отслеживаться и по необходимости арестовываться. Ужесточатся санкции, касающиеся оружия массового уничтожения (ОМУ), в то время как ряд санкций экономического блока будет смягчен. Параллельно с этим планируется активизировать работу по поддержке антииракской оппозиции.
Что же по этому поводу думают в Москве? Как известно, в декабре 1999 года СБ ООН принял резолюцию 1284, предусматривающую возобновление деятельности комиссии экспертов ОНН и устанавливающую порядок приостановления действия международных санкций. Москва при голосовании за эту резолюцию воздержалась. Россия выступает за пакетную сделку. В Кремле считают, что разоруженческая фаза закончена, а довыяснение вопросов должно происходить в ходе мониторинга. В этой связи предлагается приостановить действие санкций, а в дальнейшем полностью отменить их.
Доводы Москвы просты. Как известно, в июне 1998 года были закрыты три файла: ядерный, ракетный и химический. Остался один - биологический, за которым практически невозможно проследить. И тут необходимо опровергнуть упреки в адрес России, что именно она помогала Ираку создавать ОМУ. Ведь только в последнее время достоянием общественности стали факты того, что активное содействие в создании запрещенного оружия Багдаду оказывали западные компании ("Дипкурьер" # 4 от 1 марта 2001 г.). Так, французы стояли за созданием ядерного оружия, немецкие и бельгийские фирмы открыли доступ к химическому оружию, немцы модернизировали российские "СКАДЫ", уменьшив вес их боевой части, за счет чего добились увеличения дальности полета до 1000-1500 км.
Зная позицию Ирака в отношении резолюции 1284, понимая, что очень трудно добиться в СБ ООН консенсуса, Москва предлагает "новое" понимание этой резолюции. Россия убеждена, что невыполнение резолюции 1284 не должно сказаться на урегулировании ситуации в регионе, конкретнее - в зоне Персидского залива. Стержень российского плана - урегулирование ситуации вокруг Ирака и решение проблем общерегионального звучания: нормализация двусторонних отношений между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ОАЭ и Ираном, Бахрейном и Катаром, Саудовской Аравией и Катаром. Для этого необходимо подписать договор о разумной военной достаточности, двусторонние и многосторонние пакты о ненападении и невмешательстве во внутренние дела другой страны. Должно быть также сокращено иностранное военное присутствие в регионе. Необходимо налаживание регионального торгово-экономического сотрудничества, решение проблем экологии и использования водных ресурсов, коммуникации и развития региональной инфраструктуры, создание регионального центра по предотвращению кризисов и межрегиональной организации ( по типу ОБСЕ), включив в нее наблюдателей Россию и США и другие заинтересованные стороны.
Что касается Ирака, то к нему еще остается ряд вопросов. В том числе и вопрос о кувейтских военнопленных, захваченных Ираком в ходе войны в Персидском заливе. Багдад утверждает, что он не скрывает военнопленных, их нет ни в одной тюрьме страны, и готов сотрудничать с Международным Красным Крестом (МКК) в их поиске. В Ираке также полагают, что так как проблема пленных политизирована, она не решаема. Оппонентам Багдада выгодно держать этот вопрос как козырную карту и использовать его как одно из доказательств необходимости сохранения санкций.
В отношениях между Ираком и Кувейтом есть еще одна мина замедленного действия, заложенная США и Великобританией. По резолюции 833 СБ ООН часть иракской территории отошла Кувейту. Таким образом, в любой момент Саддам Хусейн или другой глава страны, пришедший ему на смену, может поднять народ на освобождение своей земли.