Cессией на уровне министров иностранных дел Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) 14-15 марта в Мурманске завершается годичное председательство России в этой организации. Это был для нас период напряженной работы. Мы стремились к упрочению складывающихся на Севере отношений партнерства, добивались решения имеющихся здесь проблем через развитие многостороннего взаимодействия и реализацию совместных проектов. Разумеется, в столь короткий период осуществить все наши планы было непросто. Главное для нас заключалось в том, чтобы обеспечить устойчивое и поступательное движение к стабильности и экономическому благополучию Баренцева региона. В условиях глобализации международных отношений, роста субрегионального фактора в них это имеет принципиальное значение. И, думаю, свою задачу, сориентировав деятельность СБЕР на практические дела, мы во многом выполнили.
Такой подход надежно обеспечивает жизнестойкость баренцева сотрудничества, позволяет на его примере отрабатывать элементы будущей единой Большой Европы. Уже сегодня накопленный на европейском Севере уникальный опыт может стать хорошим подспорьем для построения отношений добрососедства и доверия также и в других частях нашего континента.
Во многом благодаря СБЕР в регионе удалось создать разветвленную инфраструктуру для международного взаимодействия, охватывающую самые разнообразные сферы, в том числе энергосбережение, развитие транспортных коммуникаций, экологию, здравоохранение, образование, молодежную политику, сохранение самобытной культуры коренных народов Севера.
Вместе с тем пришло время поставить перед баренцевым сотрудничеством новые, более масштабные задачи. Наша цель - добиваться постепенного выравнивания социально-экономического развития между государствами европейского Севера, между их северными территориями. В Баренцевом регионе не должно быть водораздела по уровню благосостояния. Это было бы противоестественным, учитывая интеллектуальный потенциал и природные богатства, сосредоточенные на российском Севере.
Одновременно мы добиваемся перевода баренцева сотрудничества на рельсы реализации значимых инвестиционных проектов. Применительно к российскому Северо-Западу речь могла бы идти о целом ряде направлений. В области энергетики это строительство нефтеперевалочных терминалов, ветки газопровода, линий электропередач, обновление систем теплоснабжения. В области экологии это сооружение и модернизация очистных сооружений, водозаборных станций, внедрение биологической очистки промышленных сточных вод. В области транспорта это реконструкция морских портов и аэропортов. Естественно, особое внимание должно быть уделено рыболовству - одной из важнейших отраслей экономики Севера. В реализации этих и других проектов есть место для приложения усилий и со стороны СБЕР.
Важный импульс крупномасштабному международному сотрудничеству на Севере могут и должны придать те позитивные процессы, которые происходят сейчас в российской экономике. Российское правительство, со своей стороны, предпринимает также конкретные меры по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику, совершенствованию налогового законодательства, оптимизации импортных таможенных пошлин и т.д.
Позитивно сказывается на формировании благоприятного инвестиционного климата в Баренцевом регионе и ускоренное развитие пограничной и таможенной инфраструктуры. Так, уже летом будет открыт новый международный автомобильный пункт пропуска Салла на российско-финляндской границе. Разворачивается строительство международного автомобильного пункта пропуска Борисоглебск на российско-норвежской границе.
Для нас в России баренцево сотрудничество является неотъемлемой частью общеевропейского развития. Именно с этой точки зрения мы подходим к "Северному измерению" Евросоюза, которое призвано вырасти в одну из опор в решении задачи по повышению качества жизни в Баренцевом регионе, поощрении здесь высокой экономической активности в интересах всей Европы. Предстоящая в апреле в Люксембурге министерская конференция по тематике "Северного измерения" может стать знаковым событием, если огромный интерес международного сообщества к развитию сотрудничества на европейском Севере будет воплощен в конкретные материальные свершения и начинания. Со своей стороны, Россия готова этому всячески способствовать. Свою весомую лепту может внести и СБЕР.
Еще один принципиальный момент - необходимость самого пристального внимания к теме сохранения хрупкой арктической природы. Это требует осуществления сотрудничества в области экологии опережающими темпами в интересах устойчивого развития региона.
На этом направлении, надо признать, есть определенные успехи. Это и эффективная деятельность центров СБЕР в Мурманске, Кировске, Архангельске и Петрозаводске по энергосбережению. Это и обучение российских инженеров по программе "Чистое производство", уже подготовлены более 800 специалистов. Это и реализация проектов по вопросам укрепления ядерной и радиационной безопасности: осуществляется модернизация установок по переработке радиоактивных отходов, строительство специальных железнодорожных вагонов для перевозки контейнеров с отработавшим ядерным топливом, предпринимаются шаги по повышению надежности и безопасности АЭС на российском Северо-Западе.
В течение почти двух лет по инициативе СБЕР ведутся переговоры по подготовке соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации, которое призвано стать правовой основой для не имеющего аналогов в мире масштабного международного сотрудничества в этой весьма деликатной сфере. В последнее время удалось придать переговорному процессу существенную динамику, позволяющую говорить о том, что он постепенно выходит на финишную прямую.
Отличительной стороной проектов сотрудничества в СБЕР является обращенность к конкретным людям, нацеленность на решение их насущных проблем. В частности, в рамках совершенствования эпидемиологического контроля и вакцинации населения в Архангельской области будут сделаны прививки 79 тысячам детей. И это только один из многих примеров плодотворного взаимодействия в Баренцевом регионе, реализации конкретных программ и проектов.
Дополнительную прочность и привлекательность всей конструкции баренцева сотрудничества придает активное и инициативное участие в нем административных территориальных образований стран - участниц СБЕР. Это позволяет определять не только действительно приоритетные проекты, но и оптимально использовать общенациональные и местные ресурсы при их реализации. Кстати, в предстоящей встрече в Мурманске примут участие руководители целого ряда субъектов Российской Федерации.
Одним словом, активное участие в деятельности СБЕР имеет для России, наших регионов весомое практическое значение, позволяет решать конкретные хозяйственные и социально-экономические задачи. Поэтому для нас вдвойне важно, чтобы Север Европы превратился в зону безопасности и сотрудничества, в неотъемлемый элемент системы глобальной стратегической стабильности. Убежден, что совместными усилиями всех государств - членов СБЕР мы способны сделать эту цель вполне достижимой.