Проведение Генеральных Ассамблей Организации африканского единства (ОАЕ) - всегда значительное событие региональной политической жизни. А нынешний внеочередной саммит, состоявшийся в ливийском городе Сирт, вообще мыслился как событие эпохальное. На нем должны были торжественно провозгласить образование Африканского сообщества.
Новоявленное объединение задумано как некий аналог Европейскому союзу. Родоначальником идеи выступил ливийский правитель Муамар Каддафи. Эксцентричный полковник, который за годы действия международных санкций против Ливии явно стосковался по вниманию, развил бурную деятельность по проталкиванию своего плана. На собственные средства он не так давно уже организовал созыв в Сирте внеочередной Генеральной Ассамблеи ОАЕ. На ней Каддафи представил проект создания нового политического и экономического блока. Предусматривались отмена таможенных и пограничных барьеров, образование панафриканского суда и парламента, введение общей валюты. В конечном счете должна происходить полная ликвидация национальных границ. Африканские страны сливаются в общую федерацию под названием США (Соединенные Штаты Африки).
Однако триумф, на который так рассчитывал Каддафи, не состоялся. Подвела техническая сторона дела. Была достигнута предварительная договоренность, что для вступления в силу решения об образовании Африканского сообщества необходима его ратификация двумя третями входящих в него государств. А накануне официальной церемонии провозглашения союза выяснилось, что соответствующие постановления приняли парламенты 32 стран вместо необходимых по регламенту 36. Получился конфуз.
Муамар Каддафи предлагал не обращать внимания на утвержденные правила и процедуры и все равно праздновать рождение нового объединения. Но тут воспротивились многие руководители. Против выступили главы двух самых влиятельных африканских государств: лидеры ЮАР и Нигерии. Пришлось отложить помпезную церемонию и разъехаться.
Вообще сложно серьезно воспринимать попытки скопировать в Африке модель европейского содружества. В последнее время Африка переживает полосу острой нестабильности. Затяжной кровопролитный конфликт, вспыхнувший между Эфиопией и Эритреей, удалось урегулировать лишь совсем недавно. Война в Демократической Республике Конго, куда оказалось непосредственно вовлечено пять стран, так окончательно и не остановлена. Лихорадит Сьерра-Леоне, Кот-д"Ивуар, Гвинею, Либерию, Бурунди. Ухудшилась обстановка в Кении и Зимбабве. Застарелая междоусобица продолжает раздирать Судан, Сомали, Анголу.
Реальные противоречия и интриги не особо вяжутся с произносимыми с высоких трибун речами об общеафриканском братстве. Причем политические разногласия накладываются на отсутствие экономической базы для содружества всех государств Черного континента. Например, торговля между ними составляет всего 2% от общего товарооборота. И, наверное, более насущной задачей должна стать борьба с голодом, отсталостью, нищетой, эпидемией, чем хлопоты с внедрением общей валюты. Слишком много на континенте других забот, чтобы отвлекать скудные средства на создание новых бюрократических структур.
Хараре