Одно из самых ярких впечатлений от Сан-Франциско - спуск по резко вычерченному узкому серпантину улицы Ломбард прямо к тому месту выхода залива к Тихому океану, где кармином рисуется знаменитый мост Золотых ворот. Зигзаг дороги оторочен пышными кустами цветущих гортензий - в точности как на открытке, непременно входящей в туристический фотонабор Сан-Франциско. Гора же, как оказалось, имеет дорогое сердцу название - Русский холм.
Поэтому когда Леонид Находкин, "Господин Председатель Совета директоров Объединенной Гуманитарной Миссии города Сан-Франциско", в прошлом же политический заключенный в исправительно-трудовом лагере Песчанского района Винницкой области, до этого сотрудник клиники Амосова, затем "отказник", сказал, что пока не знает, какое место выбрать для Мемориала-монумента первым русским поселенцам Калифорнии, я не задумываясь назвал Русский холм.
Об истории рождения идеи создания монумента, посвященного русским первопроходцам Калифорнии, Находкин рассказал следующее. Уже находясь в Америке, он как-то увидел телевизионную передачу об украинской семье, которую в Израиле знают как семью "праведников", так как во время войны члены этой семьи участвовали в спасении евреев от фашистских лагерей смерти. Именно таким людям в Иерусалиме посвящена ставшая знаменитой "Аллея Праведников". Потрясенный до глубины души, Находкин неожиданно для самого себя почувствовал, что занятию бизнесом предпочел бы участие в работе некоммерческой организации, одной из программ которой было бы увековечение памяти Праведников Мира - без ориентации на национальную принадлежность хранителей совести Человечества. Такая организация была им создана, и в настоящее время на ее счету немало добрых дел, в том числе существенная помощь нуждающимся на территории бывшего СССР. Поскольку Организация Объединенных Наций, в основе которой лежит принцип взаимопомощи народов мира друг другу, была создана именно в Сан-Франциско, у Находкина родилась идея возведения символического монумента "Праведники Мира" у здания, где первоначально размещалась ООН. Его горячо поддержал Михаил Шемякин, с которым Находкин познакомился при сооружении памятника Савелию Крамарову. Исполненная Шемякиным модель будущего монумента "Праведники Мира" в феврале 2000 года была выставлена в резиденции посла Российской Федерации в Вашингтоне. К Шемякину же Находкин обратился и со своим проектом монумента, посвященного русским морякам-первопроходцам в Сан-Франциско.
Идея установления в Сан-Франциско первого памятника, связанного с ролью России в освоении Калифорнии, неожиданно была поддержана с большим энтузиазмом не только официальными представителями нашей страны (консулом России в Сан-Франциско Юрием Поповым, послом России в США Юрием Ушаковым), но и мэром Сан-Франциско Вилли Брауном, который в письме Леониду Находкину выразил готовность принять самое активное участие в реализации начинания, которое он назвал очень важным. Действительно, когда речь заходит об истории Калифорнии, а в еще большей степени об исторических памятниках этого края, то все сводится к испанским миссиям - и русским рыболовецким и другим промысловым поселениям, самым знаменитым из которых по сей день является Форт Росс.
Если для соотечественников, узнавших об этой Русской Крепости в основном лишь благодаря знаменитой "маркзахаровской" постановке "Юнона и Авось", речь идет об истории удивительной любви, то для калифорнийцев Форт Росс - это памятник русского проникновения в Северную Америку, свидетель борьбы великих держав XIX века (Испании, Англии, Франции, США и России) за цветущие земли мифической предводительницы амазонок Калифы.
История Калифорнии знает немало славных имен, но имени генерала Валехо в ней отведено совершенно особое место. Ни у кого здесь не вызывают улыбки знаменитые слова генерала: "История моей жизни и есть история Калифорнии".
Одной из важных миссий, порученных Валехо в молодые годы, стало посещение в целях "разведки" Форта Росс. Сегодня о поездке Валехо в Русскую Крепость на берегу Тихого океана можно прочесть даже в книжках для детей, в которых рассказывается о том, чему Валехо за одну поездку смог научиться у наших далеких предков. Оказывается, более всего Валехо поразило, что русские - это единственные из калифорнийских поселенцев, которые платят коренному населению - индейцам - за пользование их землей. Поразил факт сотрудничества между русскими и местными жителями, которые, как убедился Валехо, могут прекрасно работать, если с ними обращаются как с людьми. По собственному признанию, именно это открытие помогло Валехо впоследствии наладить отношения настоящей дружбы с индейскими племенами, жившими в районе Сонома, что на их языке означало "Лунная долина". Когда же из Форта Росс Валехо попал в расположенный неподалеку залив Бодега, где русские основали порт, который существует и по сей день, он не поверил своим глазам, увидев, что русские поручили не только охрану порта, но и руководство им своим индейским "коллегам". Видимо, именно это впечатление помогло Валехо настолько преодолеть предубежденность европейца в отношении коренного населения Калифорнии, что одним из его наиболее близких друзей до конца жизни оставался индейский вождь Солано...
С разрешения Леонида Находкина я позвонил Михаилу Шемякину, которого застал в городке Клеверак, под Нью-Йорком. Из разговора выяснилось, что будущую композицию-монумент, посвященную русским первопроходцам в Калифорнии, художник видит как скульптурную группу, возможно, в центре со знаменитым Николаем Резановым, российским первопроходцем в ранге императорского инспектора и полномочного представителя Российско-Американской компании. Резанов являлся одним из учредителей и первым директором этого торгового объединения, созданного для освоения "Русской Америки". Что же касается сроков, то они еще не определены, поскольку не реализованы пока такие договорные работы, как памятник Петру I в Лондоне, памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и несколько других. Существует и материальная сторона вопроса - сбор средств уже начался, первой откликнулась американо-российская компания "Норд-Вест Элита Америка", однако проект требует до миллиона долларов... Но ни занятость другими работами, ни всегдашняя наша бюджетная неопределенность (в конце концов ведь это же российский проект) не мешают Шемякину думать о проекте будущей монументальной группы на Русском холме.
Идея создания монумента русским первопроходцам понравилась и президенту России Владимиру Путину. Вот что он по этому поводу написал:
"Господину Леониду Находкину
Председателю Совета директоров Объединенной Гуманитарной Миссии г. Сан-Франциско
Уважаемый господин Находкин, весьма признателен вам за информацию о работе над проектом возведения монумента первым русским поселенцам в Сан-Франциско. Приятно осознавать, что память об отечественных исследователях и первопроходцах, внесших свой вклад в освоение этих столь удаленных от нашей Родины земель, жива и по сей день и составляет неотъемлемую часть историко-культурного богатства США. В этой связи хотел бы поблагодарить Вас за усилия, предпринимаемые "Объединенной Гуманитарной Миссией", по сохранению русского наследия американской истории, за стремление сделать его достоянием широкой общественности. Позвольте пожелать Вам удачи в этом благородном и достойном уважения начинании.
В. Путин
г.Москва, Кремль,
20 февраля 2001 г."
Сан-Франциско