РАСПОЛОЖЕННЫЙ на стыке между Западной, Восточной, Центральной и Южной Азией Афганистан к ХХ веку превратился в сокровищницу для археологов и историков. Сегодня ситуация радикально меняется. Контролирующее более 90% афганской территории движение "Талибан", апеллируя к запрету ислама изображать человека, безжалостно уничтожает статуи доисламского периода. Действительно, на Аравийском полуострове местная экстенсивная скотоводческая культура, приспосабливаясь к среде, много веков назад закрепила представление о греховности, подражая Создателю, изображать человека в любом виде. Правда, в Иране и Афганистане, где интенсивное земледелие преобразовывало среду, таких представлений не существовало. И в целом в мусульманском мире художник мог рисовать людей, но, дабы не копировать Творца, их изображения не должны были "отбрасывать тень". Абсолютно запрещенной оказалась лишь скульптура.
Вытеснение ислама из общественной жизни, распространение фотографии и телевидения расшатывали традиционные запреты и ограничения. В мусульманских странах появились полнокровная живопись и скульптура. Даже усиление влияния религии с конца 70-х годов прошлого века (ярким чему подтверждением служит исламская революция в Иране) не остановило этот процесс.
Откровенный вызов талибов, казалось бы, неумолимому ходу времени - исключение из правил. Такой курс - следствие сложного переплетения внутренних и внешних факторов. Более чем двадцатилетняя война вывела на политическую арену поколение, которое умеет только воевать и фанатично верит в чудодейственную силу ислама, "очищенного" от всех нововведений (будь то теория исламской революции или "принципиальные" уступки в изображении человека). Именно такая молодежь и стала опорой движения "Талибан".
Запретив сразу после своего появления в Афганистане фотографию и телевидение, до поры до времени талибы не трогали скульптурных памятников. Радикализации в этом отношении способствовала растущая изоляция на мировой арене, где к старым противникам "Талибан" - России и Ирану - присоединились его бывшие союзники - Пакистан, Саудовская Аравия и США. Введенный Советом Безопасности ООН режим санкций усилил в стане талибов настроение "осажденной крепости". Оно-то и привело к нынешнему взрыву вандализма. Круша, казалось бы, никому не мешающие статуи, "Талибан" как бы подчеркивает свою полную независимость не только от немусульманского, но и от мусульманского мира, "отступившего от подлинного ислама".