ИСЛАМСКОЕ движение "Талибан", которое, опираясь на пуштунов, контролирует более 90% территории Афганистана, начало уничтожать все "неисламские" памятники культуры. Первыми и наиболее значимыми жертвами стали две знаменитые высеченные в скалах громадные статуи Будды высотой 53 и 37 метров в афганской провинции Бамиан в центре страны.
На первый взгляд, вандализм талибов - еще одно подтверждение "средневекового" фанатизма. Ведь подобные действия здесь имели место лишь в самом начале распространения ислама, когда статуи уже частично разрушили. Но тогда "исламский вандализм" носил явно политический смысл: центр Афганистана веками служил опорой другой мировой религии - буддизма. Сегодня ситуация принципиально иная. В Афганистане давно и безраздельно господствует ислам. Казалось бы, явно необъяснимые с точки зрения внутренней политики шаги талибов ухудшают их без того шаткие позиции и на мировой арене.
При внимательном рассмотрении "новой волны талибского варварства" сквозь призму не общечеловеческих, а местных реалий явно проступает и ее другая, достаточно прагматичная, сторона. Ведь под сокрушение "неисламских" памятников (которые, как подчеркивает лидер "Талибана" мулла Омар, до сих пор нередко служат объектами поклонения) в принципе, подпадает и широко распространенный в Афганистане, но сомнительный с точки зрения ортодоксального ислама культ "святых". Паломничество к их многочисленным могилам в непуштунских (в частности центральных) районах страны в последнее время зачастую служит легальным прикрытием деятельности поддерживаемых из-за рубежа антиталибских групп и организаций. Таким образом, безусловно варварские и фанатичные действия талибов не лишены и весьма прагматичной основы.