0
705
Газета В мире Интернет-версия

28.02.2001 00:00:00

Москва продлит Транссиб до юга Корейского полуострова

Тэги: путин, корея


путин, корея Неформальное общение с корейскими бизнесменами позволило Владимиру Путину и получить седьмой дан по дзюдо, и договориться о реализации российских экономических интересов. На снимке Владимир Путин с председателем Торгово-промышленной палаты Пак Ен Соном.

ВЧЕРА в Сеуле, где находится с официальным визитом российский президент, произошло историческое событие: глава Торгово-промышленной палаты Пак Ен Сон, он же председатель Международной ассоциации Джидон, присвоил Владимиру Путину седьмой дан. Историчность здесь в том, что данов, как считает большинство специалистов, всего шесть, а выше шестого дана только небо. С другой стороны, никогда раньше дзюдоист не становился главой государства...

Основная - политическая и экономическая - часть программы визита в Республику Корея вчера, по сути, была отработана сполна. Встречавшийся с президентом Ким Дэ Чжуном и другими высшими руководителями страны Владимир Путин продемонстрировал особенности сложившегося к сегодняшнему дню стиля московской дипломатии в корейских делах. "Глубоко убежден в том, что корейское урегулирование - дело самого корейского народа", "мы готовы только содействовать и создавать необходимые условия" - эти мысли, высказанные Путиным в ответ на вопрос корейского бизнесмена после ланча с деловыми кругами, повторялись им потом не раз.

Такой подход, видимо, единственно возможный. На вчерашней встрече двух президентов с прессой нобелевский лауреат президент Ким Дэ Чжун сказал, что Россия в последнее время "более последовательно оказывает содействие" в решении проблем полуострова. И это позволило обеим сторонам в ходе визита российского президента в Сеул сделать упор на крупные совместные экономические проекты. Последние затмили даже такую острую тему, как ПРО, хотя в совместном заявлении два президента подписались под словами о том, что Договор по ПРО от 1972 года есть краеугольный камень стратегической стабильности. В принципе это не новая позиция для Сеула, как и для Токио, Пекина и вообще всего Азиатско-Тихоокеанского региона, хотя не все страны АТР высказывают эту позицию столь громко, как, например, Пекин.

Возвращаясь к "необходимым условиям" для корейского урегулирования, о которых говорил вчера Путин, - таковыми были названы несколько больших инфраструктурных проектов, которые ко всему еще и очень выгодны для российской экономики. Это прежде всего проект соединения единой (в будущем) Транскорейской магистрали с Транссибирской, а также Иркутский (Кавыктинский) газовый проект, возможное участие Южной Кореи в освоении нефти и газа на Сахалине и прочее. Почти во всех них подразумевается участие обеих Корей, что означает создание сотрудничества, а значит, и укрепление безопасности в регионе.

Транссиб занял самое видное место в публичных выступлениях российского президента. Здесь неожиданно "всплыла" и недавняя сибирская поездка Путина - он рассказал корейцам, что недавно ездил по отрезку Транссиба, провел ночь в поезде, устроил там совещание о состоянии дороги со всеми губернаторами регионов, примыкающих к ней. Вывод: трасса находится в хорошем техническом состоянии и прекрасно оборудована. Россия вложила в нее в прошлом году до 1 миллиарда долларов, сказал Путин.

Надо отметить, что проект смыкания Транссиба пока далек от готовности, заметил в разговоре с корреспондентом "НГ" Николай Аксененко, министр путей сообщения. Он поедет 1 марта на выставку в Сеул, где будут договариваться о трехсторонней, то есть две Кореи и Россия, встрече. А конкретно до чего-то договориться можно будет, возможно, к сентябрю. Так или иначе, по словам президента Кима на встрече с прессой, по этому вопросу стороны "договорились о дальнейших переговорах". И эта фраза хорошо отражает ситуацию.

Смычку рельсов между Севером и Югом полуострова начали делать еще прошлой осенью. Москва, сказал Путин, готова теперь (в рамках всего проекта в целом) вложить в дороги КНДР несколько сот миллионов долларов для восстановления ее железнодорожного полотна и оборудования. О выгоде такой инвестиции говорит то, что путь контейнера по такой дороге из Азии в Европу составит 12 дней. Сейчас же этот срок - 22-25 дней, удешевление транспортировки получается значительное, иной раз до 300 долларов за контейнер. Одновременно это, очевидно, полезный международный проект, создающий единый хозяйственный механизм на полуострове.

Но главная проблема, где именно соединять две магистрали - корейскую и российскую. Россия явно выступает за то, чтобы это было сделано в районе озера Хасан, то есть единая магистраль Европа - Азия должна проходить через Приморье. Но есть еще и вариант смычки через станцию Маньчжурия, то есть гораздо западнее, и за него лоббирует Китай. Президент Путин на ланче с бизнесменами высказался неожиданно, заявив, что оба варианта хороши и нет таких проблем, которые нельзя было бы решить.

Вообще на Корейском полуострове деловые проекты и политические вопросы слились необычайно тесно. Об этом говорит сюжет с попытками российского ВПК пробиться на рынок вооружений Южной Кореи, где традиционно была монополия США и других стран НАТО. Глава АВПК "Сухой" Михаил Погосян, входящий в состав делегации, сообщил "НГ", что Су-35 участвует в тендере на поставку Сеулу 40 боевых машин наряду с "Тайфуном" (проект "Еврофайтер"), американским F-15, французским "Рафалем" и т.д. Итоги будут известны в этом году. А подобные покупки, хотя и решаются на тендере, без политики не обходятся. Как, впрочем, и на тендере по вертолетам, которые также нужны Южной Корее, в которой тоже участвует наш ВПК.

Россия уже безуспешно пыталась продать этой стране подлодки, противоракетные системы С-300 и прочие вооружения. Успех был достигнут лишь с бэтээрами, танками и другими машинами. Сдвиг в целом почувствовался в конце прошлого года, когда в Сеуле состоялось первое заседание совместной правительственной комиссии по сотрудничеству в ВТС. По его итогам Южная Корея, возможно, закупит у России вооружений примерно на 500 миллионов долларов - и сумма эта будет списана с российского долга Сеулу (в общем составляющего около 1,8 миллиарда). Ясно, что налаживающееся сотрудничество с Сеулом в делах урегулирования с Севером дает больше шансов для решения проблем поставок вооружений.

В любом случае российско-корейские отношения достигли той стадии, когда большая часть политических и экономических совместных проектов двинулись, как по команде, все сразу. Это большой прогресс, к которому шли много лет через иллюзии, неоправданные надежды, периоды охлаждения и ненужные эмоции.

К слову, о последних. Пресс-секретарь президента РФ Алексей Громов опроверг вчера информацию "НГ" о готовившемся заезде президента в Пхеньян перед прилетом в Сеул.

Сеул


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1708
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1064
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
771
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1051

Другие новости