ВИЗИТ российского президента в Сеул должен был начаться во вторник, но его решили продлить на один день: Владимир Путин приземлился в столице Южной Кореи вчера поздно вечером по местному времени. Интересно, что, по некоторым данным, Путин мог приехать и в КНДР: как стало известно "НГ" из источников, близких к российской делегации, в Пхеньян вылетала группа подготовки визита из Москвы. Но затем этот вариант был исключен.
Естественно, проблема урегулирования на Корейском полуострове будет фигурировать в качестве одной из основных тем на переговорах в Сеуле. По словам помощника президента по международным делам и замглавы президентской администрации Сергея Приходько, российская дипломатия решила не выступать с собственными инициативами по Корейскому полуострову - более разумно было бы следовать здесь мнениям двух Корей, тем более что, в частности, южнокорейская сторона очень ясно давала весь прошлый год понять, что опасается самодеятельности со стороны великих держав.
"Успех дипломатии на полуострове достигнут во многом благодаря двустороннему сотрудничеству с Вашингтоном и Токио", - заявил в прошлом году президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун. Российское (как и китайское) участие относится как бы к следующему, третьему эшелону урегулирования. Это, видимо, разумно и вовсе не мешает нам делать то, что физически не способны совершать на полуострове японцы или американцы - разрабатывать выгодные для всех проекты, которые в конечном счете помогут делу разрядки в этой части света. Так, накануне два президента обменялись интервью: Путин дал его СМИ Южной Кореи - Ким ответил на вопросы ИТАР-ТАСС и ОРТ. Ким, рассказав некоторые эпизоды его полной бурными событиями жизни, сказал, что мирное сосуществование, гуманитарные обмены с КНДР будут продолжаться 10 или 20 лет - пока стороны не обретут спокойствие и не придут к мысли, что настало время объединиться. С Путиным же Ким, по его словам, планирует обсудить проекты сотрудничества для укрепления мира в Северо-Восточной Азии.
Речь идет о проектах железной дороги (продление Транссибирской магистрали до юга полуострова) и трубопровода (для доставки газа с Иркутского месторождения). Важный момент здесь - скоординированная позиция по поводу поставки энергоносителей в КНДР, которая испытывает, по косвенной информации, нехватку энергии и тепла куда худшую, чем это произошло уходящей зимой на нашем Дальнем Востоке. Газовый проект в целом оценивается в 8 млрд. долларов, он предполагает поставки российских энергоносителей в три страны и поможет также и нашему Дальнему Востоку.
Надо отметить, что российская позиция "склоненного профиля" воспринимается в Сеуле очень позитивно - в отличие от некоторого тревожного затишья по корейскому вопросу в США при новой администрации. Сеул недавно послал в США для просвещения администрации Буша министра иностранных дел, главу разведки, а на днях придет время и президентского визита. Генеральная цель дипломатии Ким Дэ Чжуна - убедить все прямо или косвенно связанные с Корейским полуостровом державы, в том числе Россию, не вести своей игры вокруг КНДР, приняв вместо этого позицию Сеула за исходную по всем вопросам. Южнокорейцы очень боятся срыва своих многомесячных усилий по разрядке из-за чьих-то непродуманных действий. А вот обсуждение планов по увязыванию четырех стран региона - РФ, КНР, КНДР и Южной Кореи - едиными транспортными и трубопроводными сетями вполне вписывается во всю стратегию нынешнего руководства страны.
Сеул