КАИРСКАЯ встреча глав внешнеполитических ведомств России и США Игоря Иванова и Колина Пауэлла, как и прогнозировалось накануне, не принесла никаких сенсаций и не привела к прорыву в российско-американских отношениях. Но вместе с тем достаточно четко показала, что у обеих сторон есть желание не скатиться к конфронтации, несмотря на наличие серьезнейших противоречий по нескольким важным вопросам. Естественно, речь идет прежде всего о проблеме противоракетной обороны (ПРО).
Пока можно выделить единственный позитивный итог встречи - Москва и Вашингтон будут вести диалог по этой проблеме, что уже дает нам возможность надеяться, что новая администрация США, несмотря на жесткие заявления, все же не станет в одностороннем порядке выходить из Договора по ПРО 1972 года и создавать национальную систему противоракетной обороны (НПРО). Это действительно новый элемент в российско-американском диалоге по вопросам стратегической стабильности. Все предыдущие события и заявления из Вашингтона, связанные с темой ПРО, достаточно четко указывали на то, что решимость США в деле создания НПРО уже ничем не сломить. Сейчас по крайней мере появились признаки желания вести разговор на эту тему.
Одновременно, правда, подтвердились и опасения, возникшие за день до субботней встречи Иванова и Пауэлла, - после большой пресс-конференции президента Джорджа Буша, на которой он интерпретировал недавние инициативы Москвы по созданию европейской нестратегической ПРО исключительно как признание американских аргументов о существовании ракетно-ядерных угроз. На встрече с Ивановым Пауэлл говорил в том же духе. По его мнению, о котором он рассказал еще накануне, российский план по созданию европейской ПРО, переданный генсеку НАТО Джорджу Робертсону, "весьма интересен в одном конкретном ракурсе, а именно в том, что русские продвинулись и сказали, что существует такая угроза (ракетно-ядерная, со стороны ряда нестабильных режимов. - Д.Г.)... Это, я полагаю, как сказал ранее президент Буш, прорыв. Они признают природу таких угроз". В общем, американцы уверяют себя, а заодно своих союзников и даже Россию, в том, что Россия уже почти согласна в принципе с американскими опасениями относительно возможной ядерной угрозы в адрес США со стороны, скажем, КНДР, Ирана или Ирака. Они поворачивают наши инициативы, направленные на нейтрализацию их планов, в своих же интересах.
Естественно, Москве это не на руку. Однако, как сказал "НГ" высокопоставленный источник в российской делегации, вполне нормально, когда в политике кто-то из предложений другой стороны вылавливает максимально удобные для себя положения. В принципе складывается четкое впечатление, что в российском МИДе вполне ясно представляют опасность, исходящую от американской трактовки российских предложений по европейской ПРО, искажающей их смысл. Другое дело, как с этой опасностью бороться и одновременно не сорвать диалог?
Ведь еще большая опасность кроется в отсутствии возможностей вести дискуссию - в этом случае наши способности влияния на принимаемые Вашингтоном решения значительно сузятся. Поэтому Иванов на первой встрече предпочел не идти на конфронтацию с Пауэллом по проблеме ПРО. Очевидно, что и Пауэлл также взял достаточно сдержанный тон и проявил разум. В общем, главы внешнеполитических ведомств обменялись мнениями по этой теме, не стараясь пока затевать личную дискуссию. По словам собеседника "НГ", Москва и Вашингтон будут в дальнейшем обсуждать и американские, и российские планы в сфере стратегической стабильности.
Что же касается жесткости позиций, то она известна применительно к обеим сторонам: США заявляют о желании во что бы то ни стало построить систему НПРО, Россия - не так часто, но вполне однозначно - предупреждает, что в этом случае она ответит созданием или восстановлением таких видов вооружений, наличие которых создаст у Америки ощущение отнюдь не безопасности. Негативные сценарии развития событий в этом случае более чем очевидны. А потому Москва и Вашингтон должны искать позитивные выходы из этой ситуации.
И российская, и американская стороны отмечают важность этого первого контакта между Россией и новой администрацией США. По заверениям Иванова и Пауэлла, им удалось наладить контакт. Министр и госсекретарь договорились о проведении в ближайшее время встречи экспертов по вопросам стратегической стабильности (СНВ/ПРО), а сам Пауэлл уверил Иванова, что в любой момент готов сесть в самолет и прилететь в Москву, если такая необходимость возникнет.
И точки соприкосновения у Кремля и Белого дома есть - это, например, вопросы разоружения. И Россия, и США считают необходимым дальнейшее сокращение ядерных вооружений. По словам Игоря Иванова, "госсекретарь об этом сказал прямо".
Дипломаты общались с глазу на глаз более полутора часов. Договорились называть друг друга по именам. Судя по словам Иванова, ему очень импонирует деловой подход его визави к ведению переговоров: Пауэлл, как человек военный, весьма откровенен, не придает особого значения протокольным элементам дипломатии и не прячет свои мысли за витиеватыми формулировками. "Это очень облегчает диалог", - поделился впечатлениями Иванов.
Откровенность действительно характеризовала эту встречу: стороны не избегали неудобных вопросов. Помимо острых противоречий по ПРО были подняты не самые "удобные" для дипломатов темы: шпионский скандал в США, возникший после ареста сотрудника ФБР Томаса Хансена; дело Павла Бородина; вопросы свободы печати в России.
Главы дипведомств, естественно, обсудили последние события на Ближнем Востоке, ситуацию в Ираке. Последний вопрос, кстати, тоже относится к числу противоречий: Россия достаточно жестко осудила последние бомбардировки ВВС США и Великобританией Багдада и других районов Ирака. Иванов вновь изложил российскую позицию и заявил, что необходимо содействовать реализации соответствующих резолюций СБ ООН по Ираку, включая задействование механизма контроля за Ираком в обязательной увязке с решением вопроса о снятии санкций с Багдада. Кстати, Колина Пауэлла в его поездке по Ближнему Востоку во всех арабских странах встречали демонстрациями протеста против последних бомбовых ударов. Американская политика становится все более непопулярной среди стран региона (если не считать Израиль).
Обсуждались и другие темы, в частности - экспортный контроль, озабоченность США в отношении Ирана.
Как бы то ни было, стороны не пришли к конкретным решениям по всем этим вопросам. Собственно, ни Иванов, ни Пауэлл и не планировали каких-либо конкретных решений. Даже вопрос о возможной встрече президентов Владимира Путина и Джорджа Буша поднимался лишь в гипотетическом плане. Состоится такой саммит до июньского форума "восьмерки" в Генуе или нет, - этот вопрос остался без ответа. Ничего нельзя исключать, так считает Иванов. Но в любом случае встреча ради встречи никому не нужна - ее необходимо тщательно готовить. Но, судя по косвенным признакам, и Буш и Путин хотели бы увидеться еще до июня.
Каир-Москва