МЕЖДУНАРОДНЫЙ трибунал по бывшей Югославии в Гааге никому не нужен, а посему должен быть поставлен вопрос о его ликвидации. Об этом через день после переговоров с премьер-министром Сербии Зораном Джинджичем заявил вчера глава российского внешнеполитического ведомства Игорь Иванов агентству "Интерфакс".
Отношения Югославии с этим органом даже после смены власти остаются достаточно натянутыми, хотя президент СРЮ Воислав Коштуница и обещал главному обвинителю МТБЮ Карле дель Понте свое сотрудничество. После падения режима Милошевича функционеры трибунала, которых и новые югославские власти обвиняют в политизированности и крайней предвзятости, зачастили в Белград и уже договорились об открытии там своего представительства. Главной своей задачей они видят в выдаче бывшего президента Слободана Милошевича, которого его оппонент и победитель на осенних выборах Воислав Коштуница, так же как и большинство сербов, предпочитает судить на родине.
Деятельность МТБЮ неоднократно подвергалась критике со стороны российского руководства. Однако открытое заявление Игоря Иванова о необходимости ее прекращения прозвучало впервые. И, надо полагать, прозвучало оно в унисон чаяниям сербских и югославских властей. Насколько требование российского министра может оказаться действенным, покажет время. Однако уже сейчас оно получило широкий резонанс в западной прессе.
"Мы исходим из того, что сегодня потребность в деятельности МТБЮ вообще отпадает", - заявил Игорь Иванов. И это не частное мнение. Накануне на встрече с Зораном Джинджичем Иванов пламенно поддержал новое югославское и сербское руководство. И, возможно, речь идет о более тесном взаимодействии между нашими странами - не только экономическом, о чем в основном шла речь на переговорах в Москве, но и политическом. Слова Иванова прозвучали как официальное заявление: Россия "считает, что необходимо в рамках соответствующих ооновских институтов, в частности в рамках Совета Безопасности, рассмотреть вопрос о том, чтобы принять решение относительно будущего этого трибунала", который был создан в тот момент, когда "на Балканах фактически была ситуация войны, когда не было демократических институтов, когда не было институтов правосудия". Сейчас во всех балканских странах правят демократические режимы, есть свои правоохранительные структуры, что делает деятельность МТБЮ не просто излишней. Своим существованием Гаагский трибунал лишь "может порождать недоверие к тем или иным государственным структурам и вносить осложнения в решения других вопросов, которые сегодня, в частности, стоят на повестке дня в Югославии". Устранением Гаагского трибунала, заявил Иванов, "мы содействовали бы стабилизации ситуации и в Югославии, и на Балканах в целом".