Надвигается новое испытание для внешней политики администрации Буша - Корейский полуостров. Практически одновременно с "пробой пера" в Ираке (речь о бомбардировках иракских средств ПВО, которые не принесли новой администрации ничего, кроме проблем) стало ясно, что обе Кореи устали ждать от Вашингтона ясности по поводу сохранения или смены курса в отношении Корейского полуострова и начали подталкивать американцев к выявлению их позиций.
Так, по сообщению агентства "ЮПИ", "северокорейские дипломаты" заявили, что Пхеньян может отказаться от своего обещания прекратить испытания ракет дальнего радиуса действия и заморозить свою ядерную программу, если Соединенные Штаты не изменят своей позиции в отношении их страны. Ранее правительство КНДР выступило с критикой по адресу американского госсекретаря Колина Пауэлла, назвавшего Ким Чен Ира диктатором - но это еще можно было счесть "исчерпанным инцидентом". А вот анонимные пока заявления дипломатов КНДР означают, что Пхеньян грозит вернуться к некоей исходной точке сложной дипломатической игры, которая велась при Клинтоне. Напомним, что в 1999 году было достигнуто соглашение, по которому США ослабили экономические санкции против Северной Кореи, а Пхеньян согласился приостановить испытания ракет дальнего действия. Разработка же ядерной программы была приостановлена по соглашению с США еще в 1994 году, и то, что сейчас Пхеньян упомянул и ее, означает, что северокорейская дипломатия грозит по максимуму. Если бы речь шла не о "пробных шарах" чиновников невысокого ранга, а о ком-то повыше, то речь шла бы о дипломатической сенсации.
Другое дело, что какой-либо новой жесткой (или мягкой) корейской политики Буша просто пока нет, и Пхеньян, возможно, попросту старается форсировать ситуацию, заставить Буша изучить суть дела, высказаться на эти темы - если не сделать опрометчивые шаги, как это только что произошло в случае с Ираком. Не надо недооценивать северокорейскую дипломатию - за прошлый год она успешно вывела Пхеньян из дипломатической изоляции и добивалась почти всего, что хотела. При Клинтоне, скажем, речь шла не только о смягчении санкций, но даже и о визите президента США в КНДР, Мадлен Олбрайт же посещала Пхеньян прошлой осенью.
У Ким Чен Ира в его недовольстве Бушем есть союзник и однофамилец - президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун. В Сеуле тоже обеспокоены возможной сменой курса Вашингтона в отношении корейской проблемы. В следующем месяце южнокорейский Ким посетит Вашингтон и попытается объяснить там новой администрации, что, если курс Вашингтона будет взят на экономический коллапс КНДР, это будет означать гуманитарную катастрофу для Юга. Долгие месяцы создания атмосферы разрядки на Корейском полуострове не должны пропасть зря - такова позиция также и Токио. Наконец, напомним, что на следующей неделе Сеул посетит Владимир Путин, лидер страны, также кровно заинтересованной в позитивном развитии событий в двух соседних странах.