ВЕСЬМА своеобразно было отмечено на днях трехлетие старта Конференции ООН по разоружению, которая без каких-либо заметных успехов все это время заседала и будет еще неизвестно сколько заседать в Женеве. Завершая свои президентские обязанности на конференции, которые поочередно выполняют в течение одного месяца представители стран-участниц, посол Канады Кристофер Вестдаль так резюмировал итоги за прошедшие годы: "Все, к чему мы в конце концов смогли прийти - это набрали целый мешок страшно запутанных проблем!"
С таким выводом согласны и другие высокопоставленные дипломаты, задействованные на конференции, с которыми беседовал корреспондент "НГ". Всего в ней участвуют 66 стран, причем Конференция ООН в Женеве на сегодняшний день является единственной международной инстанцией, обсуждающей проблемы разоружения на постоянной основе и сразу в нескольких аспектах. В ее компетенцию входят как вопросы общего характера, так и вполне конкретная тематика, например запрещение, уничтожение и отказ от использования расщепляющих веществ для производства ядерных вооружений. В работе конференции наряду с дипломатами принимают участие видные эксперты в этих сферах науки и специалисты военного профиля.
Однако несмотря на столь продолжительное время и солидный, авторитетный состав делегаций, результаты проделанной работы весьма скудные. Как рассказывают участники, в актив конференции можно пока записать следующее: подтверждены прежние договоренности о предотвращении милитаризации космического пространства, подтверждены гарантии стран, обладающих ядерным оружием, не применять его первыми, сделано обращение ко всем государствам отказаться от производства и применения мин любого назначения. Вот, собственно говоря, и все, что удалось сделать после сотен заседаний и дискуссий.
Причина топтания на месте, как считают участники, в том числе и представители стран Запада, кроется в нежелании Соединенных Штатов включать даже в повестку дня работы конференции конкретные вопросы о запрещении тех или иных видов оружия, целых комплексов или систем вооружений. Наглядный пример - заявление американского посла Роберта Грея на закрытии очередного заседания: "Мы не намерены на этих встречах обсуждать проблемы, связанные с предотвращением милитаризации космоса".
По мнению одного из участников конференции - посла КНР Ху Сянцзи, неоправданно затянувшееся обсуждение вопросов разоружения и сохранение космического пространства свободным от всех видов и систем вооружений упирается в позицию Соединенных Штатов: "Планы НПРО, которые намерены осуществить американцы, создают серьезную опасность милитаризации космоса вопреки всем их заверениям и обещаниям, и это непременно подстегнет гонку вооружений". Чувствуется явное разочарование итогами трехлетней деятельности конференции и в странах Европейского союза.
Председательствующая в этом полугодии Швеция, не называя виновников образовавшегося затора, констатирует, что, зайдя в тупик, конференция никак не может из него выбраться.
Женева