В Тропической Африке все чаще за религиозными лозунгами скрываются экстремисты.
Фото из журнала "Экспресс"
ЗРЕЛИЩЕ было не для слабонервных. Даже видавшие виды полицейские отводили взгляд. В жилых кварталах нигерийского города Кадуна повсюду валялись обугленные трупы. Тела обливали бензином и поджигали во время чудовищных расправ. Принюхиваясь к тошнотворному запаху горелой человеческой плоти, по безлюдным улицам среди пожарищ бродили бездомные псы. Они копошились возле гор переломанной утвари, выброшенной из полуразрушенных зданий, над которыми еще продолжали подниматься черные клубы дыма. Кое-где на закопченных стенах можно было разглядеть сделанные красной краской, словно кровью, опознавательные надписи: "здесь живет христианин" или "дом мусульманина". Надписи эти стоили жизни целым семьям.
Трагедия, разыгравшаяся в Кадуне, на сухом языке полицейского протокола именовалась насилием на религиозной почве. Вспышки такого насилия весь прошлый год сотрясали Нигерию. Ее превышающее 100 миллионов население, самое крупное по численности на континенте, разделено барьерами веры. Нигерийцы исповедуют традиционные культы, но в большинстве своем христианство или ислам. Толчком к столкновениям стало решение правительств нескольких штатов, которые пользуются значительной автономией, ввести шариатские суды. Первым такое постановление принял северный штат Замфара. Его примеру последовали Кадуна, Кано и Нигер.
В Замфаре, где абсолютное большинство жителей поклоняются Аллаху, нововведение восприняли относительно спокойно. Там, правда, еще не начали рубить головы и руки, как полагается за серьезные проступки по суровым законам шариата. Лишь одному человеку отвесили 80 ударов плетью, уличив в употреблении спиртного. Да супруга губернатора Карима Ахмед Сани возвратила на путь истинный заблудшие души 27 проституток, пожелавших оставить свою древнюю профессию. Они получили вознаграждение в 25 000 найра (около 250 долларов) в качестве единовременного вспомоществования на начало новой жизни. Госпожа губернаторша поведала журналистам, приглашенным освещать сию филантропическую акцию, что "в соответствии с ветрами шариата, которые дуют ныне в штате, все наши действия должны соразмеряться с учением священного Корана".
Но уже в другом штате - Кадуна - "ветры шариата" многие восприняли без восторга. Христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста в столице штата, тоже носящей название Кадуна. В считанные часы город оказался охвачен погромами. Полиция даже открыла огонь, чтобы навести порядок, но это не помогло. Банды юнцов, вооруженные ножами и палками, перекрывали магистрали. Ни в чем не повинных людей вытаскивали из машин, рейсовых автобусов и беспощадно убивали. Лишь после того, как центральное правительство перебросило в Кадуну армию, спокойствие удалось восстановить.
Всплеск исламского фундаментализма в Черной или де Тропической Африке - феномен недавний, причем, возможно, гораздо более опасный по своим последствиям, чем в арабских странах континента. В государствах, лежащих южнее Сахары, их граждане зачастую не только молятся разным богам, но и принадлежат к разным этническим группам. Трайбализм или племенная рознь - застарелая и общая болезнь Черного континента. Она взорвала изнутри не одну страну. Наиболее печальный пример тому - Сомали, которая уже десять лет как существует лишь номинально, развалившись на удельные клановые владения. Нигерия также чрезвычайно пестра в этническом плане. Под крышей одного государства оказались собраны около 200 племен и народностей. Страна после обретения независимости вообще чуть не распалась из-за попытки Биафры отделиться.
Вспыхнувшая в 1960-х годах жестокая гражданская война унесла до одного миллиона жизней. Отношения между тремя основными народностями Нигерии: хауса, ибо и йоруба - далеко не братские. У народностей и племен помельче свои претензии, обиды, амбиции и чаяния. Теперь же к чисто трайбалистским противоречиям прибавились трайбалистско-религиозные. Ведь в Кадуне друг друга истребляли не просто христиане и мусульмане, а ибо и хауса. Первые исповедуют христианство, вторые - ислам. С обеих сторон врагов били одновременно как иноверцев и инородцев.
Недавно резко ухудшилась обстановка на Занзибаре. Тамошняя оппозиция опирается на мусульман, составляющих большинство населения острова. Их противопоставляют христианам - жителям материковой части республики. Поначалу звучали голоса в пользу предоставления острову еще более широкой автономии, то теперь появились лозунги о полном отделении и выходе из состава Танзании. Дошло до террористических вылазок, что спровоцировало жестокие ответные репрессии армии и полиции. Трения между христианами и мусульманами начали осложнять обстановку и в соседней Кении. Кровь пролилась недавно во время столкновений в столице Найроби. Началось все с обычного спора из-за торговых лотков. А закончилось побоищами, охватившими кварталы, где проживают приверженцы разной веры. Еще более суровое потрясение пережил Кот-д"Ивуар. Там толчком к трагедии послужили политические страсти. Одного из видных деятелей оппозиции - мусульманина - отстранили от участия сначала в президентских, а потом и в парламентских выборах. Тогда его сторонники вышли на улицы. Власти постарались подавить эти выступления протеста. В итоге погибли около 30 человек. А так как новый президент - христианин и опирается на христианскую общину, политические разногласия соперничающих партий приобрели религиозную окраску.
Даже в ЮАР, стоящей особняком в Африке благодаря своему уровню развития, проявился элемент исламского экстремизма. В Кейптауне среди приверженцев ислама возникло движение против нарастающей преступности. Организовано оно было по типу отрядов самообороны и носило название "Население против гангстеризма и наркотиков", сокращенно "ПАГАД". Однако очень скоро движение превратилось в законспирированную подпольную группировку, занявшуюся терроризмом. За минувшие четыре года в Кейптауне прогремели взрывы 190 бомб, покалечившие десятки людей.
Нарастание в последнее время религиозных конфликтов в Тропической Африке тревожит. Регион, лежащий южнее пустыни Сахары, давно уже переживает глубокий социальный и экономический кризис, став зоной сплошных бедствий. Задавленные нищетой, находящиеся в невыносимых условиях, люди ищут выход в религии, в наиболее крайних ее проявлениях, что становится своеобразным протестом. Ислам тут не одинок. Христианство тоже начинает принимать воинствующие формы. Множатся самые различные культы и секты, чью ориентацию вообще сложно определить.
Хараре
<>