ЗАВЕРШИВ свои трехдневные переговоры в США, министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер вернулся вчера в Берлин, где его ждут непростые объяснения со своей собственной партией "зеленых". Они связаны прежде всего с позицией фактического одобрения американо-британской бомбардировки Ирака, которую он занял в Вашингтоне в беседах с госсекретарем Колином Пауэллом и другими деятелями администрации президента Буша. Фишер заявил там, что "не наше дело критиковать США" и что федеральное правительство разделяет озабоченность США по поводу того, что соответствующий регион чреват "большим риском для безопасности". В Германии это вызвало недоумение и протест многих "зеленых", отвергающих бомбовые методы ведения международных дел, но и неожиданные аплодисменты оппозиции, которая как раз в последнее время потратила немало сил для дискредитации главы дипломатического ведомства.
Складывается впечатление, что переговорная диспозиция, чем-то схожая с небезызвестными подходами к Вашингтону былого ельцинского министра Козырева, была проявлена Фишером в качестве ориентира и при обсуждении других актуальных тем. Визитер похвалил состоявшуюся "очень хорошую дискуссию". Сообщается, что в итоге достигнуто широкое согласие по всем важнейшим проблемам безопасности, будь то Балканы, Ближний Восток или даже американская НПРО. Немецкая сторона намекает и на некоторое смягчение негативной позиции США в отношении создаваемой оборонной организации Евросоюза.
На совместной пресс-конференции в американской столице госсекретарь не скупился на комплименты немецкому гостю. Он назвал его "активным и полным идей адвокатом трансатлантических отношений и подлинным другом Америки", объявив одновременно об открытии "новой главы в американо-германских отношениях". Как они сложатся на самом деле, пока судить преждевременно. Можно по-своему понять стремление Берлина, выраженное в том числе и канцлером Герхардом Шредером, не создавать себе дополнительных проблем с "главным партнером и союзником", выждать, как он реально поведет себя в НАТО, Европе, в отношениях с Россией. Но одновременно соглашательская дипломатическая притирка к представлениям новой администрации США выявляет "разночтения" с таким другим важнейшим союзником Германии, как Франция, резко критикующая американские действия. Не устраняет она и реальных проблем, беспокоящих Европу и мир в связи с угрозой подрыва стратегической стабильности в результате планов НПРО.
Нельзя не обратить внимания и на то, что американские декларации о "новой главе" явно контрастируют с тем, что министр иностранных дел Германии не был принят президентом США хотя бы для протокольной беседы. Столь же странно, что ведущие американские газеты не обмолвились о германском визите ни словом.